№ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДОУ: Стр. 1. Введение 2. Паспорт Программы развития ДОУ 4-6 3. Информационная справка 7-10 4. Анализ деятельности МБДОУ ГДС «Радуга» 10-11 5. Результаты мониторинга качества дошкольного образования(МКДО-2020г.) 12-16 6. Концепция и стратегия развития МБДОУ ГДС «Радуга» 16-18 7. Стратегический план действий по реализации Программы развития 8. Содержание и направления по реализации Программы развития 19-21 9. Прогнозируемый результат реализации Программы развития 21-22 10. Приложение№1 (Стратегический план мероприятий по реализации Программы развития (детский сад р.п. Городище структурное подразделение МБДОУ ГДС «Радуга») на 2021 – 2026г.) 3 18 1.Введение. Программа развития МБДОУ ГДС «Радуга» (далее – ДОУ) – локальный акт образовательной организации, определяющий стратегические направления развития образовательной организации на среднесрочную перспективу. Программа как управленческий документ развития образовательной организации определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития, задает основные направления эффективной реализации муниципального задания. Основными приоритетами развития образования в национальной образовательной инициативе названы: 1. Внедрение профессиональных стандартов. 2.Система поддержки талантливых детей и организации совместного образования детей инвалидов (инклюзивное образование) и здоровых детей в общеразвивающих группах ДОУ. 3. Развитие воспитательского потенциала. 4. Здоровье дошкольников. Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы образовательного учреждения. Необходимость корректировки и введение данной программы, также обусловлена пересмотром содержания образования в ДОУ, внедрением профессиональных стандартов разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий. Мониторинг запросов родителей в сфере образования и воспитания показал - родители недостаточно информированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи и по мере возможности принимают участие в совместных мероприятиях. Причём степень их участи прямо пропорциональна степени их информированности и заинтересованности. Анализ проводимых опросов и анкетирования определяет динамику социального заказа, предъявляемого родительской общественностью, и нацеливают на адресную работу с семьями, которая позволит удовлетворить индивидуальные запросы родителей. Оптимизация модели взаимодействия ДОУ и семьи связана как с желанием родителей поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе, так и с изменениями в системе образования. Разрабатывая пути обновления педагогического процесса, будем учитывать тенденции социальных преобразований в районе и городе, запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов. Программа как проект перспективного развития ДОУ призвана: - обеспечить качественную реализацию муниципального задания и всесторонне удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательного процесса; -объединить усилия всех заинтересованных субъектов образовательного процесса и социального окружения ДОУ для достижения цели Программы. Выполнение муниципального задания происходит в рамках направлений, представляющих комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на обеспечение доступности качественного образования в соответствии с показателями эффективности работы образовательного учреждения. Результатом работы ДОУ по направлениям является повышение эффективности работы образовательной организации, результатом реализации инициативных проектов – высокий уровень удовлетворенности общества качеством дошкольного образования. В целом она носит инновационный характер и направлена на развитие, а не только функционирование образовательного учреждения. Отношение результатов деятельности образования к потребностям ребенка, общества, позволяет судить о востребованности образовательной деятельности как показателей ее эффективности. 2 2. Паспорт Программы развития ДОУ: Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Городищенский детский сад «Радуга» (далее - ДОУ) Нормативный документ ДОУ. Стратегический план, направленный на Статус осуществление нововведений в образовательном учреждении, на Программы реализацию актуальных, перспективных, прогнозируемых образовательных потребностей, социального заказа. Основания для Нормативная база: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от разработки 29.12.2012 № 273-ФЗ. программы, - Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 нормативные года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № документы 996-р. - Концепция развития дополнительного образования детей в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р. - Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (п. 4.4 паспорта национального проекта «Образование», утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) от 17 октября 2013 г. № 1155. - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Минпросвещения от 31.07.2020 № 373. - Федеральный Закон № 304-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах, стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Разработчики Городищенский детский сад «Радуга» заведующий, старший воспитатель, программы творческая группа педагогов ДОУ. Программа развития предназначена: Назначение - для повышения качества образования в ДОУ через создание в детском программы саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе; - для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе результатов внутреннего мониторинга качества дошкольного образования (МКДО-2020) работы за предыдущий период; - для обновления содержания образования и организации образовательного процесса, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов. 1.Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях Проблема реализации новой государственной образовательной политики, создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей народов России; становление открытой, гибкой Название 3 и доступной системы образования. 2.Недостаточная готовность и включѐнность родителей в управление качеством образования детей через общественно - государственные формы управления. 3.Необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий. Обеспечить условия формирования современного образовательного Цель пространства для комфортной жизнедеятельности всех участников Программы образовательной деятельности, максимально удовлетворяющие развития социальный заказ. 1.Создание условий для получения качественного дошкольного Основные образования и обеспечение социализации каждого ребенка в условиях задачи дошкольного образовательного учреждения, в соответствии с ФГОС ДО, через разностороннее, полноценное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей (в том числе одарённых детей, детей с ОВЗ и инвалидов). 2.Создание материально-технических, психолого-педагогических и кадровых условий в рамках организации внутренней системы качественного образования в МБДОУ. 3.Использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе в рамках инновационной деятельности. 4.Создание условий для повышения мотивации профессиональной деятельности педагогов МБДОУ, через формирование компетенций в соответствии с требованиями Профессионального стандарта. 5.Укрепление материально – технической базы. -определяет стратегию развития ДОУ; Основные -выделяет приоритетные направления работы; функции -ориентирует всю деятельность на конечный результат. Программы Принципы Принцип системности – целостный подход, взаимодействие и образовательно взаимосоответствие всех направлений и звеньев на достижение й деятельности оптимального результата – развития личности ребенка. ДОУ в рамках Принцип развивающего образования опирается на «зону программы ближайшего развития» и предполагает использование новейших Развития на технологий и методик. 2021-2026г. Принцип индивидуализации и дифференциации предполагает учет субъективного опыта, индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов и способностей детей и взрослых. Принцип – гуманизации – это утверждение непреходящей ценности человека, его становление и развитие. Принцип увлекательности – является одним из важнейших. Весь образовательный материал интересен детям, доступен и подается в игровой форме. Принцип вариативности предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка. Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого. 5 лет (2021-2026г.) Срок реализации Программа будет реализована в 2021-2026 годы в три этапа: программы 1-ый -этап – подготовительный (2021-2022уч.г) развития. -разработка документации для успешной реализации мероприятий в Этапы соответствии с Программой развития; 4 реализации программы Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели программы Финансовое обеспечение программы Система организации контроля выполнения программы -оптимизация условий (кадровых, материально-технических и т. д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; -начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства. 2-ой этап – практический (2022-2025уч.г) -апробирование модели, обновление содержания организационных форм, педагогических технологий; -постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой развития; -коррекция мероприятий. 3-ий этап – итоговый (2025-2026уч.г.) -реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов; -анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе развития. 1.Повышение качества образования в рамках обеспечения полноценного личностного развития, физиологического и психологического благополучия ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе. 2.Совершенствование развивающей предметно - развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 3.Совершенствование системы управления качеством образования в ДОУ, а также обеспечения всех участников образовательного процесса и общества в целом объективной информацией о состоянии системы образования на различных уровнях и тенденциях развития. 4.Трансляция результатов инновационной и экспериментальной деятельности педагогического коллектива МБДОУ в муниципальной и региональной системах образования. 5.Повышение мотивации профессиональной деятельности педагогов МБДОУ, формирование компетенций в соответствии с требованиями Профессионального стандарта. 6.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс детского сада через установление партнерских отношений. Осуществляется в пределах текущего финансирования. 1.Постоянный контроль выполнения Программы осуществляет администрация МБДОУ, отдел по образованию администрации Городищенского муниципального района. 2. Освещение хода реализации Программы (по результатам отчетов) на сайте дошкольного образовательного учреждения, на семинарах разного уровня и др. 3.Ежегодные отчеты на педагогических советах дошкольного образовательного учреждения, родительских собраниях и сайте ДОУ. 4.Результаты контроля и отчёты о проведённых мероприятиях, публичные доклады руководителя дошкольного образовательного учреждения публикуются на сайте ДОУ. 5 3.Информационная справка. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городищенский детский сад «Радуга» функционирует с 13 марта 1987 года. Здание типовое. Имеются все виды благоустройства. • Полное название – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Городищенский детский сад «Радуга» • Сокращенное наименование – МБДОУ ГДС «Радуга» • Юридический адрес – 403003, ул. Промышленная, 3б р.п. Городище, Городищенского района Волгоградской области. • Телефон - 8(84468) 3-45-01 • Электронный адрес ДОУ (e-mail): gor-raduga@yandex.ru • Учредитель – администрация Городищенского муниципального района. Имеет структурное подразделение: детский сад р.п. Городище, структурное подразделение МБДОУ ГДС «Радуга». Находится по адресу: 403003, пр-т Ленина, зд.3а р.п. Городище, Городищенского района Волгоградской области. • Телефон - 8(84468) 3-48-59 • Электронный адрес ДОУ (e-mail): detskiisad.sp.raduga@yandex.ru •Лицензия на осуществление образовательной деятельности серия 34Л01№0000641, выдана комитетом образования и науки Волгоградской области, от 17 декабря 2015 года, регистрационный № 907 срок действия лицензий бессрочно. • Свидетельство о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, ОГРН 1023405373067 от 22 марта 1998 года, ИНН 3403012283 КПП 340301001 серия 12 № 34 004101909. • Лист записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 7 декабря 2015 года за государственным регистрационным номером (ГРН) 1023405373067. • Свидетельство о государственной регистрации права, кадастровый номер: 34:03:230002:198 •Устав МБДОУ ГДС «Радуга», утвержденный постановлением администрации Городищенского муниципального района от 25 ноября 2015г. №1296 • Администрация ДОУ: -заведующий ДОУ – Печенкина Марина Владимировна; -старший воспитатель – Обухова Марина Николаевна, первая I кв. категория; -заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе – Цой Наталья Николаевна. • Финансирование – бюджетное, внебюджетное. • Режим работы – 12 часов: 7.00 – 19.00; выходные – суббота и воскресенье, праздничные дни. • ДОУ укомплектован полностью. Плановая наполняемость – 345 детей. Списочный состав – на 01.09.2020 г. 345 детей. Характеристика района. ДОУ находится на территории р.п. Городище, Городищенского района Волгоградской области на улице Промышленная в дворовом пространстве. Ближайшее окружение: МБОУ «СОШ №1», жилые дома. Медицинское обслуживание осуществляет ГБУЗ «Городищенская ЦРБ». Учреждение МБДОУ ГДС «Радуга» занимает определенное место в едином образовательном пространстве поселка и активно взаимодействует с социумом. Сотрудничество с каждой организацией строится на договорной основе с определением конкретных задач и конкретной деятельности. 6 Материально-техническое обеспечение. Площадь здания ДОУ составляет 2073,3 кв.м. Здание типовое, двухэтажное, крупнопанельное. Общая площадь земельного участка составляет 10016 кв.м. Территория ДОУ ограждена забором и озеленена, оборудована наружным освещением. Земельный участок делится на зону застройки и зону игровой деятельности. Зона застройки включает в себя двухэтажное здание ДОУ. Зона игровой деятельности включает 12 прогулочных участков, огород и цветники. Игровые площадки имеют теневые навесы, песочницы, малые архитектурные формы. Характеристика контингента воспитанников на 01.02.2021г. В ДОУ функционируют 12 групп, которые посещают 345 воспитанников. В соответствии с современными психолого-педагогическими требования, медицинскими показаниями, требованиями СанПиН 2.4.1.3049- 12 групп комплектуются по возрастному принципу: с 2-3 лет (вторая группа раннего возраста) – 2 группы; с 3-4 лет (младшая группа) – 1 группа; с 4-5 лет (средняя группа) – 3 группы; с 5-6 лет (старшая группа) – 3 группы; с 6-7 лет (подготовительная группа) – 3 группы. Материально – техническое оснащение ДОУ. Для развития образовательного потенциала воспитанников созданы условия: -методический кабинет; -музыкально-спортивный зал; -кабинет педагога-психолога; -кабинет лого-пункта; -медицинский блок; -групповые помещения. Методический кабинет оснащен стационарным компьютером и цветным принтером, имеется библиотека педагогической, методической и детской литературы, периодических изданий; демонстрационный, раздаточный материал для занятий с детьми. Материалы опыта работы педагогов; документация по методическому сопровождению образовательной деятельности в ДОУ. В музыкально-спортивном зале имеется: синтезатор, музыкальный центр, стационарный мультимедийный проектор, экран для проекционного оборудования, фонотека (диски, аудиокассеты); шкаф с детскими музыкальными инструментами и атрибутами. Музыкально-спортивный зал оснащен спортивным оборудованием для прыжков, метания, лазания, равновесия (гимнастические скамейки, маты, мячи, гимнастические палки, обручи, коррекционные дорожки, тоннели, кольцебросы и др.);нетрадиционным физкультурным оборудованием (мешочки для равновесия, ленты, султанчики и др.) В музыкально-спортивном зале у музыкального руководителя в наличии: ноутбук, шкаф для используемых музыкальным руководителем пособий, игрушек, атрибутов; детские музыкальные инструменты: колокольчики, бубенцы, трещотки, металлофоны, свистульки, маракасы, треугольники, ложки; музыкально-дидактические игры и игрушки; различные виды театров, ширмы; сценические костюмы, атрибуты для танцев, а также необходимая учебнометодическая литература по музыкальному развитию детей. В кабинете педагога-психолога: компьютер, дидактический стол, игровой стол для песка и воды, наглядно-дидактический материал, сенсорные игрушки. Кабинет учителя-логопеда оснащен дидактическим материалом для проведения артикуляционной гимнастики, развития речевого дыхания, развития общей моторики. Собрана картотека серии наглядных картинок для развития связной речи,в наличие нагляднодидактические пособия, настенная азбука, картотека (чистоговорок, скороговорок и т.д.). 7 Групповые помещения состоят из: игровой комнаты, спальни, приемной, буфетной, в которых создана развивающая предметно-пространственная среда, реализующая возрастные потребности детей в разных видах детской деятельности. РПП среда формируется с соблюдением принципов ее построения для каждой возрастной группы, в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г). Характеристика кадрового состава МБДОУ ГДС «Радуга»: на 01.01.2021г. Педагогическими кадрами детский сад укомплектован на 93 %. Воспитательно-образовательный процесс осуществляют: -старший воспитатель - 1 чел. -воспитатели - 22 чел. -музыкальный руководитель - 2 чел. -педагог-психолог - 1 чел. -учитель - логопед - 1 чел. Кадровый потенциал педагогов: Образование Кол - во Соотно Квалификаци Кол - во Соотнош шение онная ение(%) (%) категория Высшее 9 33% Первая кв. 11 41% педагогическое категория Среднее 18 67% Высшая 2 7% специальное категория С.З.Д. 8 30% Не имеют 6 22% категории Педагогический стаж работы: до 3 лет от 3 до 5 лет от 5 до 10 от 10 до от 15 до более 20 лет 15лет 20 лет лет 8 чел. (30%) 3чел.(11%) 3чел.(11%) 4чел.(15%) 2чел.(7%) 7чел.(26%) Режим работы регламентирован Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка дошкольного учреждения • 12 часовой режим работы (с 7.00 до 19.00) • выходные дни: суббота, воскресенье и праздничные (по календарю). • Организация жизни детей опирается на определенный суточный режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями. Режим дня детей в учреждении разработан для каждой возрастной группы с учетом требований СанПиН. Условия охраны здоровья воспитанников. В ДОУ ведется систематическая работа по укреплению и оздоровлению воспитанников. Соблюдаются условия безопасности жизни воспитанников, ведется систематический контроль по выполнению инструкции об «Охране жизни и здоровья воспитанников», проводятся профилактические мероприятия по соблюдению их требований, инструктажи с воспитанниками. В начале каждого учебного года педагогами ДОУ и старшей медицинской сестрой проводится обследование физического развития воспитанников. Старшая медицинская сестра проводит антропометрические измерения детей в начале и в конце учебного года, оказывает доврачебную помощь, осуществляет контроль профилактических прививок, карантинные мероприятия. Медицинский кабинет оснащен медицинским оборудованием и инвентарем в необходимом объеме. 8 Обеспечение безопасных условий в ДОУ. Безопасные условия пребывания воспитанников в ДОУ обеспечиваются по средству кнопкой экстренного вызова «Управление вневедомственной Охраны войск национальной гвардии РФ, пожарной сигнализацией (АПС и СО). Территория Учреждения ограждена по всему периметру, ограждение – металлическая сетка на железных столбах, оборудовано двумя въездом автотранспорта и тремя проходами для людей. Вход в здание оборудован 9 металлическими дверями, 3 из них оборудованы домофоном, магнитными замками. В ДОУ действует пропускной режим. В здании ДОУ и по периметру территории установлено видеонаблюдение. 4.Анализ деятельности МБДОУ ГДС «Радуга». Программа развития учреждения на 2015-2020 год выполнена в полном объеме. Реализация мероприятий Программы Развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Городищенского детского сада «Радуга» на период 2015-2020г. обеспечила: -расширение областей применения информационных технологий в содержании деятельности учреждения; -реализацию новых подходов к формированию современной развивающей предметнопространственной среды, способствующих наиболее полному выявлению и развитию способностей и интересов детей раннего и дошкольного возраста; -улучшение и модернизацию материально-технической базы МБДОУ; -повышение доли педагогических и руководящих работников МБДОУ, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по изучению современных моделей доступного и качественного дошкольного образования; -изучение, обобщение и распространение опыта работы педагогов использования инновационных технологий по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста; -апробация в старшем дошкольном возрасте программы по финансовой грамоты «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»; -организацию комплексной модели взаимодействия специалистов и педагогов, выстроенную в соответствии с индивидуальным подходом к ребенку, для его успешной социализации, сохранение и укрепление его здоровья; -создание системы взаимодействия с семьями воспитанников, направленной на усиление родительской активности, повышение ответственности родителей за воспитание и образование детей. Результаты Программы развития в области вариативности системы МБДОУ на основе создания новых форм, реализующих программу дошкольного образования, показали: детский сад функционирует стабильно в режиме развития. Наше образовательное учреждение предоставляет доступное, качественное воспитание и развитие в безопасных, комфортных условиях, адаптированных к возможностям и способностям ребенка. Педагогический коллектив постоянно работает над созданием единого информационного пространства дошкольной организации: -почти во всех группах документация ведется в электронном варианте; -разработан и регулярно обновляется официальный сайт ДОУ; -педагоги детского сада участвуют в конкурсах разного уровня; -воспитатели активно используют ресурсы сети Интернет для общения с родителями воспитанников и распространения педагогического опыта выше уровня ДОУ. Педагоги ДОУ стали более активно применять ИКТ, чаще пользуются ресурсами сети Интернет, самостоятельно создают презентации для детей, выступлений с целью трансляции педагогического опыта. Активизировалась проектная деятельность, при разработке и реализации которой необходимы компьютерные технологии. Ведется целенаправленная работа по систематизации, обновлению и пополнению информационных ресурсов образовательного процесса, расширению использования мультимедийного сопровождения. 9 Информационно-технологическое обеспечение детского сада постоянно обновляется в соответствии с действующим законодательством и актуальными потребностями участников образовательных отношений, что позволяет педагогам эффективно планировать образовательную деятельность и совершенствовать свой образовательный уровень. Результаты Программы развития в области реализация новых подходов к формированию современной развивающей предметно-пространственной среды, способствующих наиболее полному выявлению и развитию способностей и интересов детей дошкольного возраста свидетельствуют о достаточном оснащении различными играми, атрибутами, материалами и пр., необходимыми для всестороннего развития воспитанников. Результаты Программы развития в области повышения педагогических и руководящих работников МБДОУ, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по изучению современных моделей доступного и качественного дошкольного образования показали: в течение многих лет работает стабильный коллектив, который постоянно повышает свое профессиональное мастерство. Эффективно осуществляется взаимодействие специалистов и педагогов ДОУ, организуется индивидуальный подход к ребенку для его успешной социализации, а также сохранения и укрепления его здоровья показали: -результаты Программы развития в области обеспечения равных стартовых возможностей для получения начального школьного образования показали - содержание ООП ДОО обеспечивает удовлетворительную подготовку дошкольников к поступлению в школу. Хороший уровень подготовки воспитанников к обучению в школе обеспечивается постоянной работой педагогического коллектива в поисках наиболее оптимальных условий для успешного воспитания и образования детей, использованием эффективных инновационных технологий и методик. Результаты Программы развития в области изучения, обобщения и распространения опыта работы педагогов в рамках инновационной деятельности по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста показали эффективность деятельности профессиональных объединений педагогов, а также повышение профессионального мастерства на разном уровне в различных формах, о чем свидетельствуют результаты за 2018-2020г.: Уровень Профессиональные объединения педагогов Трансляция педагогического опыта Учебный год 2017-2018г. 2018-2019г. 2019-2020г. ДОУ Педагогические советы 50% 78% 74% Семинар-практикум, 34% 18% круглый стол Педагогический тренинг 44% Открытые занятия 23% 32% 7% Мастер-класс 3,3% 11% 18% Районный уровень(РМО, семинары) 27% 35% 37% Межмуниципальный (семинары, МО) 25% 30% ВКС, областные мероприятия 24,6% 7% (семинары, фестивали, ярмарки и пр.) Конкурсы профессионального 58% 57% 57% мастерства Создана система взаимодействия с семьями воспитанников, направленная на взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах воспитания и образования дошкольников. На сайте нашего образовательного учреждения разработан и систематически обновляется раздел для родителей, в котором представлены нормативные документы, методические рекомендации. Обязательным условием работы с родителями является проведение родительских собраний, консультаций, дни открытых дверей, открытые просмотры, совместные праздники и развлечения, оформление наглядной информации, привлечение родителей к оформлению творческих выставок. 10 5.Результаты мониторинга качества дошкольного образования (МКДО-2020г.). Сильная сторона Слабая сторона Возможности перспективы развития Показатель качества: Образовательные ориентиры В ООП ДОО описаны Наличие молодых Повышение уровня способы реализации специалистов без подготовки и принципов в опыта работы или с переподготовки образовательной маленьким опытом педагогических кадров деятельности ДОО в работы. среднего звена. целевом, Создание для молодых содержательном, специалистов «школы организационном наставничества». разделе. Педагоги ДОУ организуют образовательную деятельность в соответствии с ООП ДОО по всем образовательным областям ФГОС. Создают условия в РПП среде, отслеживают динамику по изучению развития воспитанников, выявлению их индивидуальных потребностей и способностей, учитывают интересы и инициативу, потребность родителей в образовании детей. Показатель качества: Образовательная программа ООП ДОО, АООП ДО Отсутствие Обеспечение родителей ЗПР доступны законным условий, (законных представителям: педагогического представителей) размещены на сайте опыта работы с консультативной ДОУ, в каждой группе детьми ОВЗ. поддержкой. Создание на «Информационных атмосферы стендах для родителей» доброжелательности, размещена краткая психологической презентация ООП ДО на безопасности детей с 2020-2025г. При ОВЗ. планировании и Повышение уровня организации ОД квалификации учитывается педагогов по вопросам родительское мнение, организации предложение, которое инклюзивного утверждается на дошкольного педагогическом совете, образования и создания по приказу ДОО специальных условий вносятся изменения в для получения Возможные риски Профессиональная некомпетентность родителей в разработке программ ДОУ. Недостаточно средств финансирования для создания доступной среды для детей с ОВЗ, инвалидов. 11 ООП ДО. образования детьмиинвалидами и детьми ОВЗ посредством курсовой подготовки, профессиональной переподготовки, посещения мероприятий (лекций, семинаровпрактикумов, практических тренингов).Развивать методическую базу, материальнотехнические средства и условия для сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ в условиях ФГОС ДО. Показатель качества: Образовательный процесс Пространство(РПП Недостаточность Приобретение среда) имеет оснащение оснащения ноутбуков для для активной цифровой образовательной самостоятельной и образовательной деятельности. совместной среды. Проведение деятельности детей. семинаровПредусмотрена практикумов по поддержка инициативы овладению ИКТ. детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, сотрудничество детей и педагога. Показатель качества: Образовательные условия В ДОУ предусмотрено Наличие молодых Прохождение курсов в системное специалистов без Волгоградской профессиональное опыта работы или с академии повышения развитие педагогов. маленьким опытом квалификации Выстроена работы. работников система разностороннего образования. профессионального Увеличение количества развития педагогов во бюджетных мест на всех курсах повышения образовательных квалификации в областях, овладения ВГАПО. навыками реализации Работа с центром различных форм занятости населения, образовательной переподготовка деятельности. Все имеющихся кадров. педагоги регулярно Разработка проходят курсы универсальных форм повышения документации для квалификации. В ДОУ заполнения педагогами. Не достаточное владение средствами ИКТ «возрастных педагогов». Не достаточно технических средств в ДОУ. Повышение квалификации в дистанционном формате влечет за собой низкий уровень образования педагогов. Имеются незаполненные вакансии воспитателей. Высокая загруженность 12 планируются мероприятия по повышению компетенций, обмена опытом, повышения квалификационной категории. педагогов. Недостаточное Из-за обеспечение недостаточного доступности финансирования у оснащения РПП ДОУ нет среды на возможности прогулочных пополнять РППС в участках. полном объеме. Показатель качества: Содержание образовательной деятельности Использование Отсутствие Использование В музыкальнопарциальных и помещений для парциальных программ физкультурном вариативных программ в организации по художественно- зале отсутствуют зависимости от дополнительного эстетическому условия для интеллектуальных образования. развитию. обеспечения возможностей детей и Расширение работы с безопасности при педагогов. Высокий социальными выполнении уровень качества партнерами. основных видов образовательных услуг. Проведение семинаров- движений, а также Использование практикумов, мастер- игр с предметами. инновационных классов с целью технологий. повышения Работа в рамках профессионального экспериментальной и мастерства педагогов. инновационной деятельности. Показатель качества: Здоровье, безопасность и повседневный уход Ведется систематическое Преобладают Пропаганда здорового Не достаточно наблюдение традиционные питания в семье. средств (мониторинг) за подходы к Исключение вредных финансирования состоянием здоровья концепции привычек, пропаганда для оснащения воспитанников, с учетом построения ЗОЖ. прогулочных потребностей, оздоровительных Обустройство участков. возможностей и мероприятий. физкультурной Уменьшается % состояния здоровья Отсутствие площадки на детей с первой старшей медицинской специалиста территории ДОУ с группой здоровья. сестрой. инструктора по наличием выносного Большой % часто Совершенствуется физической физкультурного болеющих детей. система культуре для оборудования. Расхождение профилактических проведения занятий Выработка совместной меню питания в мероприятий, по физической стратегии с родителями ДОУ и в семьях чередуются активные культуре. по вопросам воспитанников. Родители виды деятельности. оздоровления недооценивают дошкольников. значимость физкультурнооздоровительной работы с дошкольниками и не выдерживают линию преемственности формирования и обеспечения ЗОЖ в детском саду и 13 семье. Показатель качества: Управление и развитие Предусмотрено Нехватка Сотрудничество с Высокая выявление и квалифицированных Волгоградским загруженность документирование педагогических социальнопедагогов. (планирование) кадров. педагогическим ключевых процессов, колледжем и обеспечивающих университетом. качество дошкольного Повышение престижа образования, присмотра профессии педагога в и ухода за дошкольном воспитанниками и образовании. имеется описание требований к данным процессам, установлен набор необходимых записей, инструкций и форм планирования, связанных с ключевыми процессами. Установлена форма планирования образовательного процесса в группах, разработано положение о режиме занятий обучающихся. Планированием предусмотрено активное участие воспитанников в образовательной деятельности, создание условий свободного выбора детьми вида деятельности/материалов в течение большей части дня. Показатель качества: Условия получения дошкольного образования лицами с ОВЗ и инвалидами Специалистами Недостаточное Повышение Недостаточно (учителем-логопедом, оснащение профессиональной средств педагогом – доступной среды компетенции молодых финансирования психологом)ДОУ для детей с ОВЗ и специалистов в для РПП среды реализуется АОП ЗПР. инвалидов. вопросах инклюзивного для детей с ОВЗ. Организуются образования. индивидуальные коррекционные занятия с ребенком ОВЗ. В кабинетах специалистов созданы условия для развития и эмоционального благополучия. Показатель качества: Взаимодействие с родителями 14 Анкетирование Малая активность Использование Перенесение на родителей по оценке участия в различных форм для ДОУ качества совместных сотрудничества с ответственности удовлетворённости мероприятиях для семьями за воспитание предоставляемых детей и родителей воспитанников. детей. Дефицит образовательных услуг, (спортивных, Организация времени у выявлению игровых, физкультурных родителей. потребностей в досуговых). досугов, мероприятий, образовательных и Нет инициативы со направленных на оздоровительных стороны родителей воспитание уважения к услугах. Дни открытых по разработке культуре, традициям и дверей. совместных обычаям разных Групповые досуговые проектов и народов мероприятия с участием мероприятий. родителей. Реализация совместных проектов. Смотры-конкурсы совместных работ детей и родителей. Итог анализа развития ДОУ: в настоящее время ДОУ является востребованным и конкурентоспособным образовательным учреждением, востребованным общественностью, системой образования. Следующим аспектом Программы развития ДОУ является повышение квалификации педагогов, расширения их профессиональной ориентации в отборе современных форм педагогической и образовательной деятельности, разработка и реализация проектов, овладение педагогическим мониторингом, создание системы методического и дидактического обеспечения, удобной для использования её педагогами в ежедневной работе, вовлечение родителей в активное взаимодействие в и разнообразные формы работы по реализации Программы, использование инновационных форм работы, организация комфортного и эффективного процесса образования детей дошкольного возраста, содействие всестороннему развитию ребёнка на протяжении всего пребывания в детском саду. 6.Концепция и стратегия развития МБДОУ ГДС «Радуга». Основной концептуальной идеей реализации воспитательно-образовательной работы является создание педагогической системы, отвечающей современным требованиям воспитания и развития ребенка, формирование активной личности, способной реализовать и проявлять свой внутренний потенциал в современном мире, способного активно мыслить и действовать. Педагогическая система ДОУ формируется на основе анализа предыдущей деятельности и глубинного изучения внутренних потенциальных возможностей, профессионального уровня педагогов ДОУ, возможных ресурсов, материально-технической базы, развивающей предметнопространственной среды, потребностей современного общества, семьи, а также социальное партнерство. В этой связи перед нами встала задача создания единой системы воспитательнообразовательного процесса, выстроенной на интегративной основе. Поэтому в ДОУ должны быть разработаны не только принципы целостного подхода к содержанию образования, но и личностно-ориентированной модели организации педагогического процесса, направленного на оздоровление и развитие ребенка. В детском саду образовательный процесс должен строиться вокруг ребенка, обеспечивая своевременное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к окружающим, становление личностной позиции, получение ребенком качественного образования как средства для перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания. Ведущими ценностями при разработке концепции для нас стали: ценность здоровья, ценность развития, ценность детства и ценность сотрудничества, которые, с одной стороны, 15 выражают приоритеты современной гуманистической педагогики, с другой стороны, выступают содержанием ценностного освоения мира ребенком. Ценность здоровья требует создания в ДОУ условий для сохранения и укрепления здоровья детей (как физического, так и психического), приобщение их к ЗОЖ, формирования основ физической культуры и валеологической грамотности. Ценность развития направляет внимание на построение развивающего образовательного процесса, в котором актуализируются достижения и жизненный опыт каждого ребенка, обеспечивается развитие индивидуальных способностей и потребностей, формируется в условиях личностного выбора готовность детей к саморазвитию и самообразованию. Ценность детства акцентирует внимание на том, что детство - это неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура, характеризующаяся целостным мировосприятием, открытостью миру, чуткостью, эмоциональностью, непосредственностью, готовностью к образованию. Специфика детства требует бережного отношения к особенностям возрастного развития, к внутреннему миру ребенка, а также создания условий для взаимодействия и взаимообогащения детского и взрослого миров. Ценность сотрудничества предполагает, что сотрудничество, партнерство, диалог, гуманное отношение рассматриваются как основной фактор образования и источник обновления образовательной системы. Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями развития МБДОУ ГДС «Радуга» служат: -моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации проектной деятельности, использования средств информатизации в образовательном процессе, направленной на формирование ключевых компетенций дошкольников; -использование здоровье сберегающих технологий; -совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности; -поддержка способных и одаренных детей. -поддержка детей с ОВЗ и инвалидов -построение дифференцированной модели повышения профессионального уровня педагогов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов; -расширение спектра дополнительных образовательных услуг (в том числе и платных); -укрепление материально–технической базы ДОУ; -оптимизация кадровой политики; -сохранение и укрепление педагогического взаимодействия с социальными партнерами. Проектируемая нами модель образовательного процесса определяется концепцией, основные идеи которой: 1.Право каждого ребенка, как полноценное развитие, так и на оказание ему помощи в соответствии с функциональными отклонениями и интеллектуальными особенностями. 2.Признание самоценности периода детства каждого ребенка, его уникальности и неповторимости. 3. Деятельность ДОУ в режиме обновления содержания в соответствии с ФГОС ДО (реализация различных по содержанию современных комплексных и парциальных программ и технологий, их адаптация к приоритетам и специфике работы ДОУ) и его организационных форм (новые формы дошкольного образования, комплекс дополнительных образовательных услуг). В основе концепции развития ДОУ лежит возможность комплексного подхода к диагностической, образовательной, оздоровительной работе; интеграции детей с различным состоянием здоровья, уровнем развития для достижения максимального качества образовательного процесса; создания целостной системы, в которой все этапы работы с ребёнком взаимосвязаны. В основу реализации Программы положен современный программно-проектный метод. При этом выполнение стратегической цели и задач происходит в рамках реализации проектов по отдельным направлениям образовательной деятельности, каждая из которых представляет 16 собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, нацеленных на решение проблем данной сферы образовательной деятельности. Исходя из вышесказанного, одним из аспектов Программы развития ДОУ является повышение квалификации педагогов, расширения их профессиональной ориентации в отборе современных форм педагогической и образовательной деятельности, разработка и реализация проектов, овладение педагогическим мониторингом. Одним из главных направлений работы ДОУ, является взаимодействие педагогов и родителей (законных представителей) ребенка, которое мы видим в содействии развитию воспитанника как личности, осознающей необходимость саморазвития, воспитания собственных способностей. Успех в воспитании и образовании ребёнка зависит от взаимодействия семьи и детского сада. Эти отношения называются педагогическим сотрудничеством. Это следующий аспект программы развития ДОУ. Чтобы вовлечь родителей в решение проблем воспитания и образования дошкольников, мало традиционных форм взаимодействия. Необходимо создать систему сопровождения и консультирования семьи по вопросам формирования культуры здорового образа жизни, образования и развития детей раннего возраста, старшего дошкольного возраста, по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, одарённых детей. Таким образом, цель разработки данной концепции Программы развития ДОУ заключается в том, чтобы способствовать организации комфортного и эффективного процесса образования детей дошкольного возраста, содействовать всестороннему развитию ребёнка на протяжении всего пребывания в детском саду. 7.Стратегический план действий по реализации Программы развития. Стратегия развития МДОУ рассчитана на период до 2026 года. Стратегия определяет совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на развитие детского сада. Программа будет реализована в 2021-2026 годы в три этапа: 1-ый -этап – подготовительный (2021-2022уч.г) -разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; -оптимизация условий (кадровых, материально-технических и т. д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; -начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства. 2-ой этап – практический (2022-2025уч.г) -апробирование модели, обновление содержания организационных форм, педагогических технологий; -постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой развития; -коррекция мероприятий. 3-ий этап – итоговый (2025-2026уч.г.) -реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов; -анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе развития. Целевые показатели эффективности Программы развития: Программа развития обеспечит: - условия для достижения относительно высокого уровня дошкольного образования в рамках ФГОС ДО; - психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса через использование инновационных технологий в образовательной деятельности; - повышение эффективности системы работы по сохранению и укрепления здоровья всех участников образовательных отношений; - условия, способствующие развитию профессиональных компетенций педагогов; - формирование устойчивой системы сотрудничества МДОУ, семьи, социума для обеспечения эффективного развития дошкольного образования. 17 8.Содержание и мероприятия по реализации Программы развития. План мероприятий по реализации задач: № Мероприятия Сроки Исполнители п/п реализации 1.Создание системы управления качеством образования, консультационное и экспертное сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования. Проект «ВСОКО» Разработка механизмов оценки эффективности инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования, и реализации программы развития. 1. Разработка положения о внутренней системе Заведующий, старший оценки качества образования (ВСОКО) 2021 воспитатель, рабочая Реализация проекта 2021-2026 группа «ВСОКО» 2. Изучение качества профессиональной 2021-2022 Заведующий, деятельности кадров старший воспитатель 3. Оптимизация мониторинга 2021-2022 Заведующий, старший качества оказываемых образовательных услуг воспитатель 4. Подбор и апробация 2021-2022 Старший воспитатель, диагностических материалов, рабочая группа позволяющих контролировать качество образования на основе программных требований и ФГОС 5. Мониторинг оценки ежегодно Старший воспитатель, результативности качества специалисты, воспитатели образования детей (оценка качества реализации ОПП ДО). 6. Оптимизация условий для развития ежегодно Старший воспитатель, одаренности детей. специалисты, воспитатели Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей. Разработка и реализация программ для обучения и развития одаренных детей. Повышение квалификации педагогических работников ДОУ по вопросам выявления и развития детской одаренности 7. Оптимизация условий для коррекционной ежегодно Старший воспитатель, помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам. специалисты, воспитатели Оптимизация индивидуальных маршрутов и программ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Повышение квалификации педагогических работников ДОУ по вопросам коррекционного образования 8. Оптимизация системы совместной Заведующий, старший деятельности с социальными партнерами, воспитатель, специалисты, семьями дошкольников, по воспитатели формированию у воспитанников элементарных чувств патриотизма и гражданственности, развитию нравственности, знакомству с 18 региональным компонентом. 9. Техническое сопровождение постоянно Старший воспитатель официального сайта ДОУ 2. Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды учреждения с учётом ФГОС ДО, учитывающей принцип динамичности и развивающего обучения, возрастные, психологические, физические, гендерные особенности воспитанников, способствующей самореализации ребенка в разных видах деятельности. 1. Комплексная экспертиза РППС 2021 Заведующий, старший воспитатель, рабочая группа 2. Приобретение 2021-2026 Заведующий, заместители нового оборудования для заведующего по АХР, реализации образовательных областей в старший воспитатель соответствии с возрастными и гендерными особенностями дошкольников в соответствии направлениями Программы развития 3. Оснащение образовательного 2021-2026 Заведующий, заместители процесса учебно- методическими заведующего по АХР, комплектами, дидактическими старший воспитатель пособиями в соответствии с ФГОС ДО и направлениями инновационной деятельности 4. Обновление РППС в группах и на 2021-2026 Заведующий, заместители территории ДОУ в том числе для детей с ОВЗ заведующего по АХР, и детей-инвалидов. Обеспечение доступности старший воспитатель, дошкольного образования для детейспециалисты инвалидов 3. Развитие компетенций педагогических работников, необходимых для создания условий развития детей в соответствии с требованиями. Проект «Педагог-мастер» 1. Введение профессиональных стандартов в ДОУ. 2021-2026 Заведующий, заместитель заведующего по ВМР 2. Разработка диагностических карт ежегодно старший воспитатель профессионального мастерства и определение личных потребностей сотрудников в обучении. Составление индивидуальных планов повышения квалификации работников ДОУ. 3. Организация наставничества 2021-2024 Старший воспитатель, для профессионального становления молодых педагоги специалистов 4. Выявление, обобщение и транслирование 2021-2026 Заведующий, старший передового педагогического опыта на разных воспитатель, педагоги уровнях через конкурсы профессионального мастерства, участие в конференциях, публикации в СМИ, официальном сайте ДОУ, проектную деятельность и т.д. 5. Обучение педагогов современным технологиям 2021-2026 Заведующий, старший взаимодействия с взрослыми и детьми воспитатель 4.Создание социального партнерства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего поколения 1. Поиск новых форм эффективного 2021-2026 Заведующий, старший взаимодействия ДОУ с социальными воспитатель партнерами по вопросам о воспитания и развития дошкольников 19 Создание условий для обеспечения 2021-2026 Заведующий, старший всестороннего развития способностей и воспитатель творческого потенциала детей дошкольного возраста через систему сотрудничества ДОУ с социальными партнёрами 3. Реализация ООП с использованием 2021-2026 Заведующий, заместитель кадрового потенциала и других ресурсов заведующего по ВМР социальных партнеров в рамках сетевого взаимодействия 4. Освещение совместной работы на 2021-2026 Старший воспитатель, официальном сайте учреждения, в педагоги СМИ 5.Повышение уровня мотивации родителей и их компетентности в области проблем воспитания, повышения качества образовательной услуги, развивая партнерство и сотрудничество 1. Оптимизация модели взаимодействия детского 2021-2024 Заведующий, старший сада и семьи. воспитатель, педагоги 2. Разработка модели работы с родителями детей 2021-2026 Заведующий, старший ОВЗ и детей-инвалидов. Создание системы воспитатель, педагоги консультирования и сопровождения родителей 3. Психолого-педагогическое сопровождение, 2021-2026 Заведующий, старший консультирования родителей по вопросам воспитатель, педагоги развития и образования детей раннего возраста 4. Работа консультативного центра для 2020-2025 Заведующий, старший детей, не посещающих воспитатель, педагоги образовательные учреждения 5. Обеспечение обучения и реализация 2021-2026 Заведующий, старший системы инновационных форм воспитатель, педагоги взаимодействия с родителями 6. Проведение систематической работы по 1 раз в 6 Заведующий, старший выявлению уровня удовлетворённости месяцев воспитатель, педагоги родителей качеством предоставляемых образовательных услуг, а так же запросов родителей в рамках организации воспитательно– образовательного процесса 7. Восстановление традиций семейного 2021-2026 Заведующий, старший воспитания в оздоровлении детей и вовлечение воспитатель, педагоги семьи в образовательный процесс 2. 9.Прогнозируемый результат реализации Программы развития. Ожидаемые результаты Критерии эффективности Улучшение качества предоставляемых образовательных услуг через обновление структуры и содержания образовательного процесса с учетом внедрения инновационных подходов Устойчивая положительная динамика образовательных достижений воспитанников и состояния их здоровья. Повышение эффективности психологопедагогической помощи детского сада Стабильная положительная динамика в вопросах поддержания и укрепления здоровья подрастающего поколения, приобщения к здоровому образу жизни заинтересованного Рост удовлетворенности родителей учащихся качеством образовательных услуг по результатам анкетирования 20 взрослого населения. Интеграции детей с различным состоянием здоровья, уровнем развития, степенью адаптированности в условиях дифференцированных микрогрупп для достижения максимального качества образовательного процесса. Создания целостной системы, в которой все этапы работы с ребенком, были бы взаимосвязаны. Дальнейшая информатизация образовательного процесса и управления Увеличение доли использования ИКТинструментов в образовательном процессе и администрировании. Расширение перечня образовательных возможностей, социальнообразовательных партнерств Детский сад налаживает сетевое взаимодействие с другими организациями для образовательного и иных видов сотрудничества Повышение эффективности системы по работе с одаренными и талантливыми детьми Повышение результативности по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей и рост результативности интеллектуальнотворческих достижений. Повышение мастерства педагогических работников ДОУ по использованию инновационных педагогических технологий. Дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических технологий. Выявление, обобщение и транслирование передового педагогического опыта на различном уровне. Развитие системы наставничества педагогических работников, как условия повышения качества образовательной деятельности. Модернизация образовательной среды: пополнение материально-технических ресурсов детского сада современным учебным компьютерным оборудованием и программным обеспечением Увеличение доли современного учебного ИКТоборудования и программного обеспечения. Обновление РППС в группах и на территории ДОУ, в том числе инклюзивного образования воспитанников ДОУ. 21