Краткая презентация Программы (ООП ДО) МБДОУ ГДС «Радуга» на 2023-2028г. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.Обязательная часть. Пояснительная записка Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования МБДОУ ГДС «Радуга», (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17октября 2013г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО). Нормативно-правовой основой для разработки Программы МБДОУ ГДС «Радуга» (ООП ДО МДОУГДС «Радуга»), являются следующие нормативно-правовые документы: ‒ Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; ‒ Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; ‒ Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей»; ‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; ‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»; ‒ распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; ‒ федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264); ‒ федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847); ‒ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599); ‒ Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573). Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. 1 Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает: ‒ воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами; ‒ создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; ‒ создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на потребность детей и их родителей: объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части,формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Программа представляет собой учебно-методическую документацию, в составе которой: ‒ рабочая программа воспитания, ‒ режим и распорядок дня для всех возрастных групп ДОУ, ‒ календарный план воспитательной работы. В целевом разделе Программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее формированию; планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; характеристики особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, подходы к педагогической диагностике планируемых результатов. Содержательный раздел Программы включает описание: ‒ задач и содержания образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) в соответствии с федеральной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания: ‒ вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; ‒ особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик; ‒ способов поддержки детской инициативы; ‒ особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; ‒ образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей. Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. Организационный раздел Программы включает описание: ‒ психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы; ‒ организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС); ‒ материально-техническое обеспечение Программы; ‒ обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. Цели и задачи Программы Учитывая содержание пункта 1 статьи 64 Федерального закона «Об образовании в Российской 2 Федерации» и пункта 1 раздела 1 ФОП ДО, целями Программы являются разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России . Основные подходы к формированию Программы. Программа: ‒ сформирована на основе требований ФГОС ДО и ФОП ДО, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования; ‒ определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования; ‒ обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей; ‒ сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (базовые объем, содержание и планируемые результаты освоения Программы). Значимые для разработки и реализации Программы характеристики - основные участники реализации Программы: педагоги, обучающиеся, родители (законные представители).Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса образовательных услуг выступают, в первую очередь, родители (законные представители) обучающихся, как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение. ООП ДО описывает характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста: • Младенчество (от двух месяцев до одного года) • Ранний возраст (от одного года до трѐх лет) • Дошкольный возраст (от трех до семи лет) СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания. Содержание психолого-педагогической работы с детьми раннего и дошкольного возраста планируется по образовательным областям: - социально - коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно - эстетическое развитие; - физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, 3 эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Используемые виды детской деятельности и возрастными особенностями детей: В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) -непосредственное эмоциональное общение со взрослым; -двигательная деятельность (пространственно-предметные перемещения, хватание, ползание, ходьба, тактильно-двигательные игры); -предметно-манипулятивная деятельность(орудийные и соотносящие действия с предметами); -речевая (слушание и понимание речи взрослого, гуление, лепет и первые слова); элементарная музыкальная деятельность (слушание музыки, танцевальные движения на основе подражания, музыкальные игры). Виды деятельности (2-3 лет) Предметная деятельность Экспериментирование 4 Эмоциональное общение со взрослым Двигательная деятельность Игровая деятельность Речевая Музыкальная Виды деятельности (3-7 лет) Игровая Общение со взрослым Речевая деятельность Двигательная Изобразительная Познавательно – исследовательская деятельность и экспериментирование Элементарная трудовая деятельность Музыкальная деятельность Самообслуживание и элементарные трудовые действия Формы реализации образовательной программы Игра - ведущий вид деятельности дошкольников, основная форма реализации программы при организации двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкальнохудожественной деятельности. Виды игр: сюжетная игра, игра с правилами, подвижная игра, театрализованная игра (драматизация и режиссерская), дидактическая игра. Игровая ситуация - форма работы, направленная на приобретение ребѐнком опыта нравственно-ценных действий и поступков, которые он сначала выполняет на основе подражания, по образцу, а затем самостоятельно. Чтение — основная форма восприятия художественной литературы, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы разных образовательных областей. Мастерская - форма организации продуктивной деятельности, позволяет также развивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность. Ситуации: ситуации морального выбора, ситуации общения и взаимодействия, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуативный разговор с детьми, практические ситуации по интересам детей, ситуационные задачи и др. Коллекционирование - форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определѐнную ценность для ребѐнка. Экспериментирование и исследования: практическое, умственное и социальное. Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Умственное экспериментирование осуществляется только в мысленном плане (в уме). Они осуществляются с помощью поисков ответов на поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций. Проект — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путѐм, анализировать его и преобразовывать. Беседы, загадки, рассказывание, разговор. Викторины и конкурсы - своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Слушание музыки, исполнение и творчество. Организация деятельности взрослых и детей по реализации образовательной программы 5 осуществляется в виде: - различных форм образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности; - образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; - индивидуальной работы с детьми; - самостоятельной деятельности детей; - взаимодействия с семьями детей по реализации образовательной программы. При реализации Программы педагоги ДОУ используют различные педагогические технологии: Технологии Образовательная область «Игры Воскобовича» Познавательное развитие «Леп-бук» интерактивная тематическая папка Познавательное развитие «Логосказки» Развитие речи Логопедические игры «Мерсибо» Развитие речи Технология «Виммельбухов» Развитие речи «Мнемотехника» Развитие речи «Блоки Дьенеша» Познавательное развитие «Нетрадиционные техники в аппликации» Художественно-эстетическое развитие «Ментальные карты» (Т.Бьюзен) Художественно-эстетическое развитие «Нетрадиционные техники рисования» Художественно-эстетическое развитие «Нетрадиционная техника -пластилинография» Художественно-эстетическое развитие «Проектная деятельность» Познавательное развитие «Технология исследовательской деятельности» Познавательное развитие «Технология проблемно-диалогового обучения» Познавательное развитие Рабочая программа воспитания Пояснительная записка. Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке. Под воспитанием понимается «деятельность», направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». В основе процесса воспитания детей в ДОУ лежат конституционные и национальные ценности российского общества: - ценности - Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания; - ценности - жизнь, милосердие, добро духовно-нравственное направление воспитания; - ценности - человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания; 6 - ценность - знания лежит в основе познавательного направления воспитания; - ценность - здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания; - ценность - труда лежит в основе трудового направления воспитания; - ценности - культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания. Цели и задачи воспитания. Общая цель воспитания в ДОУ – личностное развитие каждого ребѐнка с учѐтом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает: 1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения; 2) формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе; 3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами. Направления воспитания. 1.Патриотическое направление воспитания. 2.Духовно-нравственное направление воспитания. 3.Социальное направление воспитания. 4.Познавательное направление воспитания. 5.Физическое и оздоровительное направление воспитания. 6.Трудовое направление воспитания. 7.Эстетическое направление воспитания. Ключевыми элементами уклада МБДОУ ГДС «Радуга» значатся: безопасные условия организации воспитательного процесса, принятие действующих норм, правил поведения, этикета, нравственных ценностей во взаимодействии между детьми и педагогами, педагогами и родителями, между детьми, включая нормы общения участников образовательных отношений в социальных сетях, атмосфера эмоционального комфорта и благополучия, организация различных видов детской деятельности (организованной, совместной), создание условий для самореализации воспитанников в самостоятельной деятельности, конкурсном движении, сложившиеся традиции ДОУ, группы, созданная в ДОУ, группах развивающая предметно-пространственная среда, эстетика и дизайн оформления в повседневной жизни, к событийным мероприятиям, наличие интереса у взрослых и детей (сообщества), участие в творческих конкурсах, соревнованиях, фестивалях, мероприятиях, социально значимых акциях регионального, областного уровня. Цель деятельности ДОУ – осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных программ дошкольного образования. Предметом деятельности ДОУ является формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Смысл деятельности нашего ДОУ - создании условий для всестороннего развития детей их успешной социализации. Миссия нашего ДОУ заключается в объединении усилий ДОУ и семьи для создания условий, раскрывающих индивидуальность ребенка и способствующих формированию компетенций, которые обеспечивают ему успешность сегодня и в будущем. Миссия ДОУ – предоставление каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить самоценный период дошкольного детства с возможностью максимальной самореализации, сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка, осуществление коррекции речевого развития детей Программа воспитания МБДОУ ГДС «Радуга» построена на основе духовно-нравственных и 7 социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы: -Принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования. -Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение. -Принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона. -Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни. -Принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения. -Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения. -Принципы инклюзивного образования. Организация образовательного процесса, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования. Данные принципы реализуются в укладе ДОУ. Работа с родителями Работа с родителями (законными представителями) воспитанников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и ДОУ в данном вопросе. Работа с родителями (законными представителями) осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности. На уровне группы и ДОУ. Родительский комитет группы, члены Родительского совета, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их воспитанников. Родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, круглые столы с приглашением специалистов. Дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать режимные моменты, образовательную деятельность, общесадовые мероприятия, для получения представления о ходе образовательного и воспитательного процесса в ДОУ. Общесадовые родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения важных вопросов воспитания детей. Осуществляются индивидуальные консультации педагога-психолога и педагогических работников, руководителя ДОУ. Участие родителей в общесадовых мероприятиях: праздниках, экологических акциях, творческих мастерских, проектах, физкультурно-спортивных мероприятиях, участие в совместных экскурсиях. Подготовка и участие в конкурсах на уровне муниципалитета, ДОУ, подготовка и реализация совместных проектов в ДОУ, оформление территории ДОУ к летне-оздоровительному сезону. На индивидуальном уровне. Развивающая предметно-пространственная среда: -включает знаки и символы государства, региона, города и организации; 8 -отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в которых находится организация; -обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину мира; -обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в среде; -обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта; -предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда дошкольной организации должна быть гармоничной и эстетически привлекательной. Социальное партнерство Сетевое взаимодействие МБДОУ ГДС «Радуга» осуществляется с организациями: • «Межпоселенческая библиотека Городищенского муниципального района»; • «Городищенский историко-краеведческий музей им.Г.С.Шаповаловой»; • «Городищенский Центр детского творчества»; • «Городищенский центр социального обслуживания населения» • ГСО школа №1. Организация мероприятий проводится на основе договора о сотрудничестве и плана работы на учебный год. Мероприятия проводятся, как на базе ДОУ, так и на базе образовательного учреждения. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы Коррекционно-развивающая работа и инклюзивное образование в МБДОУ ГДС «Радуга» направлены на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей (целевые группы), включая детей с ООП, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов; оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации. Задачи КРР на уровне дошкольного образования: - определение особых (индивидуальных) образовательных потребностей обучающихся, в том числе с трудностями освоения Федеральной программы и социализации в ДОУ; - своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации, обусловленными различными причинами; - осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей и потребностей (в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии (ПМПК) или психолого-педагогического консилиума ДОУ(ППк); - оказание родителям (законным представителям) обучающихся консультативной психологопедагогической помощи по вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста; - содействие поиску и отбору одаренных обучающихся, их творческому развитию; - выявление детей с проблемами развития эмоциональной и интеллектуальной сферы; - реализация комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в развитии и проблем поведения. Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ строится с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и заключений психолого-медико-педагогической комиссии. В группах комбинированной направленности существуют две программы. Для ребенка с ОВЗ на базе федеральной образовательной программы дошкольного образования, согласно 9 рекомендациям ПМПК, разрабатывается и реализуется федеральная адаптированная образовательная программа (инклюзивное образование) с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и его социальную адаптацию. Остальные дети группы комбинированной направленности обучаются по федеральной образовательной программе дошкольного образования. В детском саду созданы следующие специальные условия реализации Программы для детей с ОВЗ: нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение (адаптация основной образовательной программы); психолого-педагогическое сопровождение (психолого-педагогические консилиумы, психологическая службы детского сада); логопедическая и коррекционная помощь учителя-логопеда в ДОУ; взаимодействие детского сада и семьи (единство и согласованность всех требований к ребѐнку с ОВЗ); специальные психолого-педагогические условия (учѐт индивидуальных особенностей ребѐнка; соблюдение атмосферы доброжелательности, психологической безопасности, комфортного психоэмоционального режима; стремление к безоценочному принятию ребѐнка, пониманию его ситуации и др.); здоровьесберегающие мероприятия (укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм); совместное участие детей с ОВЗ в образовательном процессе и других мероприятиях с нормально развивающимися детьми (включение в процесс освоения Программы всех детей группы, независимо от характера и тяжести нарушений в развитии); корректное и гуманное оценивание динамики продвижения ребѐнка (при оценке динамики продвижения ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим собой на предыдущем уровне развития; педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребѐнке найти положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе) и др. Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей Алгоритм деятельности ППк ДОУ: 1. Запрос на обследование ребенка на ПМПк ДОУ (по согласованию с родителями). 2. Заключение договора между образовательным учреждением (в лице руководителя образовательного учреждения) и родителями (законными представителями) воспитанника о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении. 3. Консультирование родителей (законных представителей) по проблеме индивидуального сопровождения. 4. Индивидуальное обследование ребенка специалистами ДОУ. 5. Заседание ППк ДОУ, определение маршрута коррекционно-развивающей помощи ребенку, прогноза дальнейшего развития. 6. Направление ребенка на территориальную ПМПК. 7. Реализация рекомендаций территориальной ПМПК о создании специальных условий для получения образования ребенку с ОВЗ. 8. Разработка адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ, согласование деятельности педагогов и специалистов ДОУ по коррекционно-развивающей работе. 9. Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа. 10.Проведение оценки эффективности коррекционно-развивающей работы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, построена с учетом парциальных программ Региональная программа «Воспитание маленького волжанина» Е.С.Евдокимова, является 10 основой для разработки части образовательной программы дошкольного образования, «формируемой участниками образовательных отношений (п.2.9 ФГОС), направлена на решение важной государственной задачи – воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Цель дошкольного образования – устремление ребенка к активному познанию природы, истории родного края – Нижнего Поволжья, его традиции и современной культуры; развитие созидательной направленности растущей личности, неприемлемой разрушительное отношение к природному и культурному наследию. Планируемые результаты освоения Программы «Воспитание маленького волжанина» Е.С.Евдокимовой: 1. Познакомятся с памятниками культуры, архитектуры и искусства региона на основе слайдов и фотографий с видами города Волгограда и города России, а также с историей возникновения и развития поселка (Городищенского района, городом Волгоградом), с особенностями быта и семейного уклада предков. 2. Дети познакомятся: гербом, флагом, гимном России; с природно-экологическим своеобразием края, флорой и фауной региона. 3. Узнают о географических и климатических особенностях своей местности (степной зоне, распространенными и редкими растениями, лекарственными травами, животным миром); о предметах быта их названия, назначении, о русской национальной одежде, обуви. 4. Дети будут знать о героях Великой Отечественной войны, о современных солдатаходносельчанах, проходящих срочную службу в Российской армии, о героях, которые служат Отечеству, защищают Родину в настоящее время. 5. Будет заложена воспитательная ценность, воспитание нравственно-патриотических чувств: гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше, сформируется осознание личной причастности к жизни края. 6. Научатся наслаждаться красотой окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Материально - техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими матер Особенности организации развивающей предметнопространственной средыиалами и средствами обучения и воспитания Примерный перечень художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства, анимационных и кинематографических произведений. Кадровые условия реализации Программы Реализация Федеральной программы обеспечивается квалифицированными педагогическими работниками. ДОУ обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками ДОУ, а также медицинскими и иными работниками, выполняющими вспомогательные функции. Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах Режим дня представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями, обеспечивает хорошее самочувствие и активность ребенка, предупреждает утомляемость и перевозбуждение. Режим деятельности ДОУ Основные принципы построения режима: - соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей (СанПиН 2.4.13049-13 от 15 мая 2013г.№26); - учет индивидуальных особенностей ребенка (длительность сна, вкусо¬вые предпочтения темп деятельности и т. д.). Режим дня составлен с учѐтом возрастных особенностей детей разновозрастной группы и соответствует основной общеобразовательной программе. 11 Приѐм детей осуществляется с 07.00 утра, в режиме дня прописана деятельность детей, количество и продолжительность которых соответствует возрастным нормам. Режим работы детского сада: - рабочая неделя – пятидневная; - длительность работы – 12 часов; - ежедневный график работы – с 07.00 до 19.00 часов. Особое место отводится проведению прогулки, в тѐплое время года большую часть дня дети проводят на улице. Организация режимных моментов: Организация сна. При недостатке сна 1,5 ч в сутки выносливость нервных клеток у детей ослабевает, наступают снижение активности, вялость. Длительное недосыпание может привести к невротическим расстройствам. Поэтому общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12-12,5 часов, из которых 2,0-2,5 часа отводят дневному сну. Организация прогулки. Ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ составляет около 3-4 часа. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину дня - перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет - при температуре воздуха ниже - 20°С и скорости ветра более 15 м/с. Модель организации воспитательно-образовательного процесса Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на: • совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организа¬ции различных видов детской деятельности; • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; • самостоятельную деятельность детей; • взаимодействие с семьями детей по реализации основной обра¬зовательной программы дошкольного образования. Система физкультурно-оздоровительной работы. Основными задачами физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ являются: - охрана и укрепление здоровья детей; - формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребѐнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физи¬ческих качеств; - создание условий для реализации потребности детей в двигательной ак¬тивности; - воспитание потребности в здоровом образе жизни; - обеспечение физического и психического благополучия. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий. Примерный календарь праздников, тематика которых ориентирована на все направления развития ребенка дошкольного возраста, посвящена различным сторонам общественной жизни. Количество праздников самостоятельно определяется педагогами, реализующими образовательную программу, в зависимости от возраста и контингента детей (количество может быть дополнено или сокращено, указанные праздники могут быть заменены другими социально и личностно значимыми). Федеральный календарный план воспитательной работы при формировании календарного плана воспитательной работы ДОУ включает в него мероприятия по ключевым направлениям воспитания детей. Все мероприятия должны проводиться с учетом Федеральной программы, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей воспитанников. Примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы в ДОУ. 12 Федеральный календарный план воспитательной работы: Месяц/дата Наименование события Сентябрь 1 сентября 7 сентября 27 сентября Октябрь 1 октября 1 октября 5 октября: 16 октября: 4 ноября 10 ноября Ноябрь 27 ноября 30 ноября Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь 3 декабря 3декабря 5декабря 8декабря 9декабря 12декабря 31декабря 27 январь 2 февраля 8 февраля 21 февраля 23 февраля 8 марта 18 марта 27 марта 12 апреля 22 апреля 30 апреля 1 мая 9 мая 19 мая 24 мая 1 июня 5 июня 6 июня 12 июня День знаний День Бородинского сражения День воспитателя и всех дошкольных работников Международный день пожилых людей; Международный день музыки День учителя День отца в России День народного единства День сотрудника внутренних дел Российской федерации День матери в России День Государственного герба Российской Федерации День неизвестного солдата Международный день инвалидов День добровольца (волонтера) в России Международный день художника День Героев Отечества День Конституции Российской Федерации Новый год День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады День победы в Сталинградской битве День российской науки Международный день родного языка День защитника Отечества Международный женский день День воссоединения Крыма с Россией Всемирный день театра День космонавтики Всемирный день Земли День пожарной охраны Праздник Весны и Труда 9 мая: День Победы День победы День детских общественных организаций России День славянской письменности и культуры Международный день защиты детей День эколога День русского языка, день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) День России 13 Июль Август 22 июня июня (3воскресенье) 8 июля 30 июля 2 августа 22 августа День памяти и скорби День медицинского работника День семьи, любви и верности День Военно-морского флота День Воздушно-десантных войск День Государственного флага Российской Федерации 14