Программа проведения инструктажей по технике безопасности, пожарной безопасности и антитеррористической защищенности с воспитанниками

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………….4
Раздел I «Общие положения» …………………………………………………. .4
Раздел II «Вводный инструктаж» ……………………………................................5
Инструкция №1 «Правила безопасного поведения детей в
групповых помещениях»………………....................................................................................5
Инструкция №2 «Правила безопасного поведения при одевании
в приемной»…………………………………………………………………………………………………...7
Инструкция №3 «Охрана жизни и здоровья детей
на прогулке»…………………………………………………………………………………………………..7
Инструкция №4 Правила поведения при встрече с животными на прогулке ……………….....10
Инструкция №5 «Поведение в чрезвычайных ситуациях»…………………………………….…..10
Инструкция №6 «Правила поведения при нахождении взрывоопасных предметов,
правила обращения с взрывоопасными
предметами, веществами………………………………………..……………………………………...11
Инструкция №7 «Противопожарная безопасность»……………………………………………..11

Раздел III «Первичный инструктаж» ………………….........................................12
Инструкция №1 «Охрана жизни и здоровья при обращении со столовыми приборами»….12
Инструкция №2 «Правила безопасного поведения при приеме пищи»………………………….13
Инструкция №3 «Как уберечься от падений и ушибов»…………………………………………...13
Инструкция №4 «Охрана жизни и здоровья при работе в уголке природы»………………….13
Инструкция №5 «Правила безопасного поведения в музыкальном зале»…………………….…14
Инструкция №6 «Правила поведения в физкультурном зале»…………………………………....15
Инструкция №7 «Безопасность в общественном транспорте»………………………………...15
Инструкция №8 «Как вести себя, если ты потерялся на улице»………………………………..16
Инструкция №9 Как уберечься от удара электрическим током…………………………….…..16
Инструкция №10 Охрана жизни и здоровья при возгорании, пожаре…………………………16
Инструкция №11 Правила безопасного поведения при обращении с посторонними
людьми (при ситуации насильственного поведения взрослых)…………………………………...17
Инструкция №12 Профилактика негативных криминогенных ситуаций во дворе,
на улицах, дома и в общественных местах……………………………………………………………18

Раздел IV «Целевой инструктаж» ……………………………………………....18
Инструкция №1 Правила поведения при проведении экскурсий, целевых прогулок
с выходом за территорию ДОУ………………………………………………………………………...18
Инструкция №2/1 Ознакомление с правилами дорожного движения воспитанников
младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………….19
Инструкция №2/2 Ознакомление с правилами дорожного движения воспитанников
старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………….19
Инструкция №3 Правила поведения при проведении игр-экспериментов с зеркалами,
увеличительными стеклами……………………………………………………………………………… 21
Инструкция №4 Правила поведения при проведении игр-экспериментов с
мыльными пузырями……………………………………………………………………………………….21
Инструкция №5 Правила поведения при проведении игр-экспериментов с резинкой……….22
Инструкция №6 Правила поведения при проведении игр-экспериментов на улице…………22
2

Инструкция №7 Правила техники безопасности при проведении опытов с песком…………22
Инструкция №8 Правила техники безопасности при проведении опытов с водой…………23
Инструкция №9 Правила техники безопасности при проведении опытов с магнитом……23
Инструкция №10 Правила техники безопасности при проведении опытов с
почвой, глиной……………………………………………………………………………………………….24
Инструкция №11 Правила техники безопасности при проведении опытов на
огороде с семенами, растениями…………………………………………………………………………24
Инструкция №12 Правила безопасного поведения на воде, у водоема, на льду для детей…25
Инструкция №13 Правила безопасного поведения при трудовой деятельности…………….26
Инструкция №14 Правила безопасного поведения при играх с мелким конструктором,
мозаикой, материалом для развития мелкой моторики…………………………………………….26
Инструкция №15 Правила безопасного поведения при работе с кисточкой и карандашом…27
Инструкция №16 Охрана жизни и здоровья при работе с принадлежностями
по изобразительной деятельности……………………………………………………………………..27
Инструкция №17 Правила безопасного поведения при работе иглой, ножницами………….28
Инструкция №18 Правила безопасного поведения при просмотре видеофильмов……………29
Инструкция №19 Правила безопасного поведения в кабинете учителя-логопеда,
педагога-психолога…………………………………………………………………………………………..29
Инструкция №20 Правила безопасного поведения в медицинском кабинете………………….29
Инструкция №21 Правила безопасного поведения в культурно-массовых местах…………..30
Инструкция №22 Правила личной гигиены в общественных местах……………………………30

Раздел V «Повторный инструктаж»……………………………………………...31
Раздел VI «Внеплановый инструктаж»………………………………………...…31
Раздел VII «Общие требования»…………………………………………………..31

3

Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая
личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового
образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может
самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на
взрослого человека природой возложена миссия защиты ребёнка. Определить,
правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень
сложно.
Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и
в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными
жизненными ситуациями.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя
вести в различных ситуациях.
Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома,
поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них
самостоятельности и ответственности.
Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта,
учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснить, как надо вести
себя во дворе, на улице, садике и дома. Необходимо прививать детям навыки
поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них
представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Настоящая Программа проведения инструктажей по технике безопасности,
пожарной безопасности и антитеррористической защищенности для воспитанников
МБДОУ ГДС «Радуга» разработана в соответствии с Порядком проведения
инструктажей с воспитанниками МБДОУ ГДС «Радуга», утвержденным приказом №
140 от 01.09.2018 года в целях формирования у обучающихся (воспитанников)
сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и
безопасности окружающих.
1.2. Со всеми воспитанниками ДОУ, поступившими в детский сад, проводятся
инструктажи по технике безопасности, пожарной безопасности, антитеррористической
защищенности, охране жизни и здоровья.

Наименование мероприятий

Сроки

Проведение вводного инструктажа с воспитанниками Сентябрь
в начале учебного года

Ответственный

Педагоги

4

Проведение
первичного
воспитанниками по технике
проведении мероприятий

инструктажа
безопасности

с
при Сентябрь

Педагоги

Проведение целевого инструктажа с воспитанниками
Педагоги
перед проведением выхода за пределы ДОУ
По
мере
необходимости
Проведение повторного инструктажа проводится по
Педагоги
программе первичного инструктажа
1 раз в 6месяцев
Проведение с воспитанниками внеплановых
инструктажей по мере необходимости по вопросам
состояния детского травматизма в детском саду
районе, городе и др.

Педагоги
В
года

течение

1.3. По характеру и времени проведения инструктажей различают: вводный,
первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.
1.4. Все инструктажи регистрируются в журнале проведения инструктажей
соответствующего образца.
II. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
2.1. Вводный инструктаж проводится со всеми вновь поступившими воспитанниками
в детский сад.
ИНСТРУКЦИЯ №1
ТЕМА: Правила безопасного поведения детей в групповых помещениях.
План – конспект.
В ИГРОВОЙ КОМНАТЕ:
В свободное время дети используют по желанию разные игровые уголки и
центры, не допуская скопления
- в строительном уголке - не более 4 человек;
- в уголках сюжетно-ролевых игр - по 2-4 человека;
- в центрах изодеятельности и научно-исследовательском уголке - по 2-3 человека.
Для дидактических игр за столами дети объединяются по 2-4 человека.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ИГР:
Нельзя бросаться игрушками, кубиками, толкать друг друга, стараться избегать
конфликтов. В случае необходимости вмешивается воспитатель.
- Нельзя приносить в группу, использовать в играх предметы, принесенные из дома:
стекло, колющие или режущие предметы, спички, зажигалки и др.
- Нельзя приносить в группу лекарства и конфеты.
- Настольно-печатные игры после использования убирать в коробки и относить на
место. Нельзя брать с собой детали от этих игр и другие мелкие предметы.
5

- Во время игр нельзя вставать на стулья и столы, ползать под столами.
- При проведении подвижных игр в групповой использовать только ту территорию,
которую определил воспитатель; не толкаться, не кричать, не мешать в игре другим
детям выполнять правила игры.
- Столовые приборы, атрибуты сюжетно-ролевых игр: ножницы, расчески, воланы со
стрелками, мячи и др. использовать только по назначению.
- Телевизор или магнитофон включает только воспитатель.
- Дверь в буфетную нельзя открывать без разрешения воспитателя.

1.
2.

3.

4.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УМЫВАЛЬНОЙ И ТУАЛЕТНОЙ
КОМНАТАХ:
В умывальной комнате и туалете одновременно могут находиться не более 5-6
человек.
Обязательно выполнять правила гигиены в туалете: пользоваться
бумагой, смывать водой унитаз, мыть руки с мылом, вытирать полотенцем только
чистые руки.
Нельзя бегать, прыгать, брызгаться водой, трогать уборочный инвентарь,
бросать мелкие предметы и игрушки в унитаз и доставать
их оттуда;
виснуть
на
перегородках между унитазами, забираться на решетку батареи и
подоконник; самостоятельно пользоваться душем.
Обязательно соблюдать правила чистки зубов; рот полоскать только водой из
стаканчика, но не пить ее. Водой из крана полоскать рот нельзя.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СПАЛЬНУЮ:
1. Переходить из групповой комнаты в спальню нужно только в сопровождении
взрослого.
2. Идти спокойным шагом, не бежать.
3. Во время движения не толкать впереди идущего ребенка, не ставить подножки, не
удерживать за одежду.
4. При открывании и закрытии двери будь осторожен. Не подставляй пальцы, не
хлопай дверью, не держи дверь.
5. Запрещается брать посторонние предметы в спальню (остатки пищи, заколки,
колечки и пр.)
6. На сон снимать очки, класть их на специальный столик.
7. В случае даже незначительного ранения, ушиба, ссадин немедленно обратиться к
воспитателю.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СПАЛЬНОЙ:
- Перед сном сходить в туалет, вымыть руки, умыться и прополоскать рот.
- Не держать во рту, в руках или карманах пижам конфеты, косточки от компота,
мелкие игрушки, детали от мозаик и пр.
- Во время раздевания перед сном и одевания нельзя бегать между кроватями,
размахивать одеждой, покрывалами, одеялом, бросаться подушками.
- Аккуратно складывать одежду на стульчики.
6

- Стульчики ставить только в разрешенном месте, чтобы не загораживать проходы.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ДВЕРЬЮ:
1. Дверь открывать осторожно.
2. Убедиться, что за дверью никого нет.
3. Закрывать дверь медленно, внимательно.
4. Посмотреть, нет ли рядом детей, не грозит ли опасность прижать кому-либо руку
(пальцы).
5. Не засовывать пальцы в дверные проемы.
6. Если дверь открывается на тебя, близко к ней не подходить.
ИНСТРУКЦИЯ №2
ТЕМА: Правила безопасного поведения при одевании в приемной.
План – конспект.
1. Одеваться на прогулку нужно по предложению воспитателя.
2. Во время одевания нужно быть внимательным.
3. Самостоятельно надевать в следующей последовательности:

Колготы

Носки

Брюки или джинсы

Обувь

Свитер или кофта

Шапка

Пальто или куртка

Шарф

Варежки, перчатки
4.
Одеваться надо спокойно, не разбрасывать одежду, доставать ее из шкафчика по
мере надобности.
5.
Во время одевания не толкать друг друга, не дергать за шарф.
6.
Не забираться, не закрываться в шкафчике.
7.
В карманах одежды не должно быть никаких посторонних предметов.
8.
В случае даже незначительного ранения, ссадины, ушиба немедленно обращаться к
воспитателю
9.
Выходить на прогулку нужно только с воспитателем, при наличии очков для тех,
кто носит.
10. При ходьбе по лестнице держаться за перила.
11. При открывании или закрытии дверей нужно быть осторожным: не подставлять
пальцы, не хлопать дверью, не держать дверь.

1.

ИНСТРУКЦИЯ 3
ТЕМА: Охрана жизни и здоровья детей на прогулке.
План – конспект.
Выход на прогулку.
7

7.

1.
Перед прогулкой надо построиться в колонну по два человека. Каждой паре
взяться за руки.
2.
В руках не должно быть никаких предметов или игрушек (все это должно
находиться у воспитателя).
3.
Выходить на территорию детского сада без сопровождающего взрослого
сотрудника детского сада запрещается.
4.
При выходе на прогулку необходимо:
 Соблюдать дистанцию между парами,
 Идти спокойным шагом,
 Не толкать впереди идущих товарищей,
 Не дергать их за одежду,
 Не ставить подножки,
 Не задерживать движение (при необходимости остановиться, надо предупредить
воспитателя),
 Во время движения следить за воспитателем,
 При спуске по лестнице держаться за перила.
5.
Помогать воспитателю придерживать дверь перед следующей парой.
6.
Не разрешается спрыгивать со ступенек крыльца.
Организованно следовать за воспитателем до площадки своей группы.

ВО ВСЕХ СИТУАЦИЯХ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ
ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ОБРАТИТЬСЯ К ВОСПИТАТЕЛЮ!
2.
Игры.
При участии в играх СО СПОРТИВНЫМИ СНАРЯДАМИ следует опасаться
следующего:
С МЯЧОМ: - попадания в голову и живот,
- укатывания мяча за территорию площадки или территориидетского сада;
СО СКАКАЛКОЙ:- травмирования всех частей тела при несоблюдении дистанции;
С БАДМИНТОНОМ:- травмирования товарищей при чрезмерном размахивании
ракеткой,
- попадания воланчика в лицо и голову;
С КЛЮШКАМИ: - травмирования товарищей при размахивании клюшкой,
- попадания шайбы в товарищей.
С САНКАМИ: - наезда на товарищей,
- сильных падений;
С ЛЫЖАМИ: - травмирования товарищей палками при сильном размахивании ими,
- сильных падений,
- наезда на товарищей,
НА СПОРТИВНОМ ОБОРУДОВАНИИ ПЛОЩАДКИ:
- падений,
-травмирования товарищей при чрезмерном размахивании руками и ногами.

8

При участии в играх с ПЕСКОМ следует опасаться:

попадания песка в глаза, уши, рот;

травмирования различными сопутствующими этим играм предметами (лопатки,
ведра и т.п.).
При участии в ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ следует опасаться:

сильных падений,

столкновений с товарищами,

травмирования находящимися в руках предметами.
3.
Живая природа.
При контактах с живой природой следует опасаться:

Отравлений грибами или растениями,

Кишечных заболеваний при попадании в рот грязи и т.п.,

Укусов животных,

Заболеваний, которые могут переносить животные (руками не трогать).
4.
Человек.
Опасности, которые могут исходить от человека:
 Попадание посторонних (возможно опасных) предметов на территорию детского
сада
 Общения с посторонними людьми (особенно их приглашений куда-нибудь пойти)
 Захват в заложники.
5.
Возвращение с прогулки.
До возвращения с прогулки помочь воспитателю собрать игрушки и построиться в
колонну по двое.
В остальном соблюдать правила, предусмотренные п.1.

1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Правила поведения на участке ДОУ
Гулять нужно строго на своем участке, если необходимо покинуть участок –
спросить разрешение у воспитателя (например, закатился мячик, увидел маму,
захотел в туалет и пр.).
Во время подвижных игр не толкаться, не удерживать товарища за одежду, не
ставить подножки.
Во время самостоятельных игр нельзя бросаться камнями, палками, игрушками и
другими посторонними предметами, залезать на деревья и высокие постройки.
Нельзя уходить с участка с посторонними или малознакомыми людьми.
Нельзя подходить гладить постороннее животное.
При обнаружении незнакомых растений, не брать их руками, так как они могут быть
ядовитыми.
Запрещается брать в руки посторонние предметы: шприцы, таблетки, игрушки, не
принадлежащие детскому саду, пакеты, банки, коробки и т.д.
Запрещается брать в рот посторонние предметы, листья, плоды деревьев, цветы и пр.

9

Во время проведения трудовых поручений использовать оборудование и
инструменты только по их прямому назначению, применяя правила и приемы,
показанные воспитателем.
10. Инструменты, необходимые для самостоятельной деятельности, брать только с
разрешения воспитателя.
11. В случае даже незначительного ранения, ушиба, ссадин немедленно обратиться к
воспитателю.
9.

1.
2.
3.

4.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

ИНСТРУКЦИЯ №4
ТЕМА: Правила поведения при встрече с животными на прогулке.
План – конспект.
При общении с птицами следует помнить, что птицы могут выступать
переносчиками заразы, поэтому ни в коем случае не трогать их руками.
Птицы могут быть наиболее агрессивными при наличии птенцов и разрушении их
гнезд (могут напасть).
При встречах с крысами, мышами или ежами строго запрещается трогать их руками
или протягивать к ним руки (могут укусить, уколоть). Эти животные могут служить
переносчиками заболеваний.
При встречах с лошадьми не рекомендуется подходить к ним слишком близко (могут
лягнуть). Гладить и кормить можно только с разрешения воспитателя и хозяина
лошади. Лошадь может и укусить.
При общении с собакой:
При встрече с собакой всегда следует соблюдать осторожность.
Если вы испугались при встрече с собакой, ни в коем случае не показывайте своего
испуга, оставайтесь спокойными.
Нельзя пускаться в бегство, потому что собака может броситься вдогонку и укусить.
Однако не стоит и останавливаться, потому что собаке это может не понравиться
Уличные собаки могут быть больны. Их можно покормить, но гладить и играть с
ними опасно.
Нельзя дразнить и мучить собак.
Следует помнить, что собака может быть наиболее агрессивна во время еды или при
наличии детенышей.

ИНСТРУКЦИЯ № 5
ТЕМА: Поведение в чрезвычайных ситуациях
План – конспект.
1. Немедленно подойди к воспитателю или другому знакомому взрослому.
2. Не прячься под кровати, столы, за шкафы и др.
3. Выполняй инструкции взрослого.
4. При землетрясении или взрыве выбегай на открытое место из помещения
за
взрослым /если нет взрослого - выйди самостоятельно, определяя безопасный
маршрут/.
5. Не убегай за пределы участка детского сада.
10

6.
7.

Не уходи с незнакомыми людьми.
При травме сразу сообщи взрослому.
ИНСТРУКЦИЯ №6
ТЕМА: Правила поведения при нахождении взрывоопасных предметов,
правила обращения с взрывоопасными предметами, веществами
План – конспект.
1.Заметив оставленный в детском саду, на площадке, в транспорте, подъезде дома
и т. п. пакет (сумку, коробку и т. п.), ни в коем случае не трогайте его: возможно, в
нем находится взрывное устройство.
2. Сообщите о своей находке взрослому поблизости (воспитателю,
сопровождающим вас лицам).
6. Не играйте с взрывпакетом, если каким-то образом он оказался у вас: можно
получить тяжелые ожоги.
7. Не бросайте в костер патроны — они могут выстрелить и ранить вас.
Запрещается:
1. Сдвигать с места, бросать, поднимать взрывоопасные предметы.
2. Собирать и хранить боеприпасы; пытаться их разбирать, нагревать и ударять.
3.Изготовлять из снарядов предметы быта.
4. Использовать снаряды для разведения костров, приносить их в помещение.
ИНСТРУКЦИЯ №7
ТЕМА: Противопожарная безопасность
План – конспект.
1. Нельзя брать спички и играть с ними, это приводит к пожару.
2. Нельзя без взрослых зажигать газ.
3. В отсутствии взрослых нельзя включать электроприборы.
4. Нельзя играть с баллончиками дезодорантов, зажигалками, баллончиками с
наполнителями газов, горючих средств.
5. В случае возникновения пожара надо немедленно позвать взрослых.
6. Если дома есть телефон, то при опасности пожара надо немедленно звонить по
телефону «112». «У нас дома пожар. Мой адрес…».
7. Никогда не прячься при пожаре, старайся выйти из дома, если нет возможности,
то на балкон или, если ты живешь на первом этаже – открой окно, зови на помощь
взрослых.
8. Дым опасен. Намочи тряпочку и приложи ко рту, или просто дыши через
тряпочку.
9. Не трогай провода, ничего на них не вешай, не играй вблизи проводов, они
могут быть под напряжением.
10. Не поджигай бумагу, ветошь, пух, сухую траву – это приводит к пожару.

11

III. ПЕРВИЧНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
3.1. Первичный инструктаж с воспитанниками ДОУ проводится по технике
безопасности, пожарной безопасности и антитеррористической защищенности 1раз в
6месяцев.
ИНСТРУКЦИЯ №1
ТЕМА: Охрана жизни и здоровья при обращении со столовыми приборами.
План – конспект.
1. Правила этикета не позволяют есть руками – для этого существуют столовые
приборы: ложка, вилка, нож, чайная ложка, чтобы не обжечься. (Если беседа
проводится впервые, то познакомить детей с историей столовых приборов и их
предназначением)
2. Размахивать руками, в которых находятся столовые приборы, не разрешается. Это
может привести к травмам, как у самого себя, так и у окружающих.
3. Острые концы вилки должны быть повернуты к тарелке, чтобы не уколоть себя или
соседа.
4. Нужно помнить: вилка – очень опасный предмет, так что нельзя поднимать вилку
выше носа, чтобы не уколоться.
5. Еду накалывать на вилку понемногу, во время приема пищи не торопиться, есть
осторожно, не засовывать вилку глубоко в рот, чтобы не поранить горло и не
подавиться.
6. Не ковырять вилкой в зубах, носу и ушах ни у себя, ни и у соседа.
7. Не размахивать ножом, не направлять его в сторону детей.
8. Если чайной ложкой пользоваться не по назначению (есть вторые и первые блюда),
можно обжечься.
9. Во время еды тарелка с первым или вторым блюдами должна находиться на
расстоянии от края, т.к. тарелка может упасть на колени и обжечь.
10. Нельзя двигать тарелку с едой, т.к. можно расплескать еду и обжечь себя или соседа.
11. Чашку с питьем держать за ручку и пить маленькими глотками, чтобы не подавиться.
12. Чашкой нельзя размахивать, бросать ее, т.к. она может разбиться и поранить тебя или
товарища.
13. Если разбилась посуда, осколки не трогать, их уберут взрослые. Острые края
осколков могут поранить.

1.
2.


3.

ИНСТРУКЦИЯ №2
ТЕМА: Правила безопасного поведения при приеме пищи.
План – конспект.
Садиться за стол спокойно, не обгоняя товарищей.
За столом сидеть правильно:
следить за осанкой
не класть локти на стол.
Не разговаривать во время приема пищи.
12

4. Пищу пережевывать тщательно, не торопиться, не брать большими порциями или
глотками, чтобы пища не попала в дыхательное горло.
5. Если пища горячая – не дуть, а аккуратно помешивать ложкой пока не остынет.
6. Не наклонять тарелку с супом к себе, не пить из тарелки, пользоваться столовыми
приборами.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

ИНСТРУКЦИЯ № 3
ТЕМА: Как уберечься от падений и ушибов.
План – конспект.
Чтобы избежать сильных падений, всегда надо смотреть под ноги.
Падения и ушибы могут быть вызваны неудобной обувью, неправильно надетой
обувью и одеждой. В этом случае следует обратиться за помощью к воспитателю.
Ушибы могут быть вызваны при сильном размахивании рук или ног.
Запрещается сильно размахивать оборудованием предметных игр.
При работе на спортивных снарядах запрещается нарушать правила безопасности
(см. также беседу №2).
При спуске и подъеме по лестницам следует идти друг за другом, держась за перила.

ИНСТРУКЦИЯ №4
ТЕМА: Охрана жизни и здоровья при работе в уголке природы.
План – конспект.
1. Надеть спецодежду (фартук, нарукавники, по необходимости перчатки)
2. При работе в уголке природы нельзя толкаться, драться из-за инвентаря, брать чтолибо в рот.
3. Возможные виды работы и возможные опасности, связанные сними.
№
Вид работы
Возможные опасности
п/п
1
полив
падение горшка, промокшая одежда, отравление
растений
растениями
2
рыхление
травмирование частей тела палочками для
растений
рыхления (особенно глаз, головы)
3
пересадка
травмирование
частей
тела
инвентарем;
растений
попадание земли в глаза, рот, уши; промокшая
одежда
4
кормление
Отравление кормом для рыб; промокшая
рыбок
одежда, попадание в рот грязной воды из
аквариума
5
кормление
Укусы животных; отравления кормом для
животных
животных, заражение какими-либо болезнями
для животных.
4. Приступать к работе в уголке природы можно только после объяснения и показа
воспитателя.
5. При возникновении каких-либо трудностей обязательно обратиться к воспитателю.
13

6. После окончания работы тщательно вымыть руки и снять спецодежду.
ИНСТРУКЦИЯ №5
ТЕМА: Правила безопасного поведения в музыкальном зале
План – конспект.
Во избежание несчастных случаев дети должны приходить на музыкальное занятие и
уходить обратно только в сопровождении воспитателя. Воспитатель должен
присутствовать на занятии обязательно лично, чтобы совместно с музыкальным
руководителем обеспечить безопасность жизни и здоровья детей.
Общие правила поведения детей
Без разрешения взрослых дети не должны:
1. Пользоваться музыкально-спортивным инвентарем. При использовании его на занятиях
дети не должны бросать его на пол, наступать на него, а также бросать его в окна и
зеркала!
2. Бросать стульчики на пол, прыгать на них и с них, вставать ногами.
Сидя на стульчике, раскачиваться на нем, а также вытягивать вперед ноги, чтобы другие
дети не споткнулись.
3. Если стульчик оказался ломаным — отдать его воспитателю или музыкальному
руководителю.
4. Прыгать и передвигать тяжелые предметы в зале (скамейки, столы, кубы).
5. Трогать пианино и ни в коем случае не открывать тяжелую крышку.
Во время музыкального занятия
В упражнениях, плясках, играх, хороводах дети не должны:
Бегать навстречу друг другу, сталкиваться, толкать друг друга и хвататься за одежду,
подставлять подножки.
Если во время исполнения движений под музыку (бег, прыжки, подскоки) случайно падает
предмет, который ребенок держал в руках - не останавливаться и не поднимать его до
конца движения, чтобы не создавать помех другим детям.
Правила пользования детскими музыкальными инструментами
Прежде всего, музыкальные инструменты нельзя бить и бросать на пол, в окна и зеркала.
К музыкальным инструментам каждый ребенок должен относиться с любовью и бережно.
Свирели
Свирель держать в руках так, чтобы инструмент не был направлен в лицо или тело рядом
стоящего или сидящего товарища.
В рот брать только мундштук.
Не передавать уже использованный инструмент другому ребенку без специальной
санобработки.
Бубны
Бить в бубен не очень сильно, чтобы не поранить руку.
Ложки
Ложками стучать аккуратно («щека» об «щеку»), не колотить в них, чтобы не разбить в
щепы и не занозить руки. Если ложка случайно сломалась - отдать воспитателю или
музыкальному руководителю.
Металлофоны
14

Не переносить их с места на место, чтобы не уронить и не пораниться. Не выламывать
пластинки.
Воспитатель и музыкальный руководитель обязаны напоминать детям вышеуказанные
правила и следить за их выполнением, а также предупреждать поведение гиперактивных и
расторможенных детей при проведении активных движений, игре на музыкальных
инструментах и при различных перестроениях.
ИНСТРУКЦИЯ №6
ТЕМА: Правила поведения в физкультурном зале
План – конспект.
1. Выполнять основные виды движений (лазанье, ползанье) только на специальном
спортивном оборудовании.
2. Снимать очки на время занятий, если есть на это рекомендации врача.
3. При выполнении основных видов движений:
• Бег - соблюдать дистанцию, не толкать впереди бегущего;
• Метание - выполняется только по команде воспитателя, убедившись, что на площадке
никого нет;
• Ходьба по гимнастической скамейке – выполняется по два человека, соблюдая
дистанцию;
• Лазанье по гимнастической лестнице - правильно выполнять захват рейки кистью
(четыре пальца сверху, большой - снизу), нельзя спрыгивать с гимнастической лестницы
на пол.
4. Выполнять упражнения с предметами (гимнастические палки, ленты, обручи, мячи)
внимательно, осторожно, соблюдая дистанцию, интервал.
5. Использовать оборудование и спортивный инвентарь только по их прямому
назначению, применяя правила приема, показанные педагогом.
6. Запрещается близко подносить к глазам и размахивать лентами, гимнастическими
палками.
7. Запрещается брать в рот спортивные атрибуты.
8. В тренажерном зале выполнять упражнения· только в присутствии педагога.
9. В случае даже незначительного ранения, ушиба, ссадин немедленно обратиться к
воспитателю.
ИНСТРУКЦИЯ № 7
ТЕМА: Безопасность в общественном транспорте
План – конспект.
1. Никогда не подходи близко к краю платформы.
2. При входе и выходе из транспорта не торопись, не толкайся, входи и выходи
спокойно.
3. Во время движения не стой на ступеньках и не прислоняйся к
дверям, держись крепко.
4. Не засыпай во время движения.
5. Запрещено выглядывать из окон.
6. Если в автобусе, троллейбусе или трамвае начался пожар, рот и нос прикрой
шарфом или платком, т.к. ядовитый газ в транспорте при пожаре очень опасен.
15

7.
8.

Строго выполняй указания взрослых.
Не прячься под сидения, зови на помощь.

ИНСТРУКЦИЯ №8
ТЕМА: Как вести себя, если ты потерялся на улице
План – конспект.
1. Вести себя спокойно, постараться не плакать.
2. Обратись за помощью к взрослому /к женщине с ребенком, продавцу киоска,
магазина, полицейскому/.
3. Скажи о том, что ты потерялся, сказать, как зовут тебя, назвать фамилию, имя,
отчество родителей, свой домашний адрес, телефон.
ИНСТРУКЦИЯ №9
ТЕМА: Как уберечься от удара электрическим током.
План – конспект.
1. Во избежание поражений электрическим током запрещается засовывать в розетки пальцы
и посторонние предметы.
2. Запрещается самостоятельно подключать электроприборы. Использовать их можно только
под присмотром взрослого.
3. В случае возгорания электроприборов нельзя тушить их водой. Необходимо сразу же
позвать взрослых.

1.



2.
3.
4.





ИНСТРУКЦИЯ №10
ТЕМА: Охрана жизни и здоровья при возгорании, пожаре.
План – конспект.
Если дома что-то загорелось,
надо быстро уйти или убежать из комнаты или квартиры, рассказать об этом взрослым и
попросить их позвонить по телефону «112», и родителям на работу.
Если поблизости не оказалось взрослых, позвонить из телефона-автомата по телефону
«112» и сказать, что у вас дома пожар, при этом надо обязательно назвать свой домашний
адрес.
Если в помещении много дыма, надо низко пригнувшись, двигаться к двери, прикрывая
рот и нос мокрым полотенцем.
Если загорелась одежда, надо падать и, катаясь, сбивать огонь.
При пожаре следует знать:
Если пожар небольшой – его можно затушить водой или накрыть плотным одеялом;
Нельзя тушить водой горящие электроприборы;
Нельзя прятаться в дальних углах, под кроватями, за шкафом – опасен не только огонь, но
и дым;
Нельзя оставаться в помещении, где начался пожар, а надо быстро уйти и звать на помощь
взрослых.

16

5.
Если пожар возник в детском саду, постараться сохранить спокойствие,
внимательно следить за указаниями воспитателя, при перемещениях не толкать и не
стараться обогнать товарищей.
ИНСТРУКЦИЯ №11
ТЕМА: Правила безопасного поведения при обращении с посторонними людьми
(при ситуации насильственного поведения взрослых)
План – конспект.
1. Если ты один дома никогда не открывай дверь незнакомым людям.
2. На вопрос «Ты один дома?» отвечай всегда: «Нет ни один, бабушка отдыхает (мама в
ванной, папа занят)».
3. Не поддавайся ни на какие уговоры и просьбы открыть дверь. А при необходимости
позвони соседям и скажи, что кто-то хочет войти в твою квартиру.
4. Если злоумышленники пытаются сломать дверь, вызывай милицию по телефону
«02». Потом позвони маме или папе на работу и соседям.
5. Если нет телефона, громко кричи «Милиция, выезжайте немедленно. Ломают дверь»,
и называй свой адрес.
6. Зови на помощь с балкона или из окна: «Помогите, ломают дверь, а я один дома».
7. Выучи свой адрес и запомни его. Так же выучи или посмотри записанные телефоны
мамы, папы, бабушки, дедушки, соседей и близких людей.
8. Не ходи в безлюдном месте.
9. Не играй вблизи машин в которых сидят люди.
10. Не гуляй до темноты.
11. Не вступай в разговор с чужими людьми.
12. Не стесняйся при необходимости громко просить о помощи.
13. Умей проявлять смелость, находчивость, в случае, если тебя пытаются украсть
(громко кричи, старайся кричать, что тебя насильно увозят посторонние лица.)
14. Если незнакомец хватает тебя за руки и тащит за собой кричи так: «На помощь,
помогите, я этого человека не знаю».
15. Если пытаются взять на руки – тоже кричи и прими такую позу, когда тебя трудно
поднять, например, сядь на землю, подними руки к верху, старайся увернуться, бежать в
сторону, где много людей.
16. На приглашение прокатиться на чужой машине с незнакомыми людьми отвечайте:
«Спасибо, я тороплюсь», «Извините, но меня ждет мама», «Не приставайте ко мне», «Я не
хочу с вами разговаривать».
17. Если ты заметил, что за тобой все время идет чужой человек, просит остановиться,
попробуй быстрее пойти к людям ближе, забеги в магазин или в общественное место, где
бывают люди, объясни окружающим ситуацию.
18. Никогда не уходи без разрешения родных, если тебя приглашают незнакомые, а с
ними могут быть твои товарищи.
19. Если с тобой произошел случай, когда посторонние тебя звали или обещали чтолибо, никогда не забывай рассказать об этом своим родителям или близким родным.

17

ИНСТРУКЦИЯ №12
ТЕМА: Профилактика негативных криминогенных ситуаций во дворе, на улицах,
дома и в общественных местах
План – конспект.
1. Прежде чем выйти из квартиры (дома), посмотрите в глазок и убедитесь, что на
площадке (около двери) нет посторонних, в противном случае переждите.
2. Никогда не заходите в лифт с посторонними (незнакомыми), а также в подъезд или на
лестничную площадку, если там стоят подозрительные люди, особенно группа людей.
3. Если на вас все же напали в лифте, постарайтесь нажать кнопку «Вызов диспетчера»,
но не кричите, особенно в тех случаях, когда не уверены, что поблизости есть люди,
способные помочь.
4. Проводя время во дворе, держитесь подальше от компаний подростков, которые
старше вас, находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, играют в
азартные игры и т. п.
5. Никогда не садитесь в машину, мотоцикл и т. п. с незнакомыми людьми.
6. Не выносите на улицу дорогие вещи, если около дома нет старших.
7. Не носите с собой ценности, деньги (без особой на то необходимости).
8.Не лазайте по подвалам, чердакам, крышам.
9. Гуляя на улице, старайтесь держаться поближе к своему дому, находиться в знакомой
компании. При этом желательно, чтобы взрослые знали, где вы находитесь.
10. Призыв о помощи — это не свидетельство трусости, а необходимое средство
самозащиты, иногда — спасение.
11. Если вы попали в западню — нападающих больше, они явно сильнее, поблизости
нет никого, кто мог бы прийти на помощь, то лучше отдайте деньги или вещь, которую
они требуют. Если вас начинают преследовать, идите (бегите) туда, где много людей,
больше света (ночью) и т. д. Помните, что ваша жизнь и здоровье дороже всего.

IV. ЦЕЛЕВОЙ ИНСТРУКТАЖ
7.1.Целевой инструктаж проводится с воспитанниками ДОУ перед проведением экскурсии
за пределы территории детского сада, занятий с использованием ножниц, кисточки,
карандаша и других специальных инструментов.
ИНСТРУКЦИЯ № 1
ТЕМА: Правила поведения при проведении экскурсий, целевых прогулок
с выходом за территорию ДОУ
План – конспект
1. До начала экскурсии или целевой прогулки:
1.1. Внимательно выслушайте воспитателя
1.2. Вспомните правила поведения в строю
1.3. Возьмите сигнальные ориентиры для направляющего и замыкающего колонну
1.4. Постройтесь в колонну по двое
2. Во время следования:
18

2.1.Следуйте только за воспитателем, точно выполняя все его указания.
2.2. Идите по правой стороне тротуара колонной по двое, держась за руки, не обгоняя
впереди идущую пару и не растягиваясь.
2.3. В начале и в конце колонны идут сопровождающие с красными флажками.2.4. Во
время движения не отвлекайтесь, громко не разговаривайте, руками не размахивайте
2.5.Держите дистанцию между парами, из колонны не выходить
2.6. Идите по тротуару, соблюдая Правила дорожного движения, с посторонними
лицами не разговаривайте, по всем вопросам обращайтесь к сопровождающему
2.7. Если тротуара нет, идите по обочине дороге навстречу идущему транспорту
2.8. Во время движения не поднимайте с земли и не толкайте предметы, лежащие на
пути следования, а обходите их
2.9. Не подходите близко к проезжей части
2.10. Переходите дорогу только с разрешения взрослых, по пешеходному переходу (на
зеленый сигнал светофора), будьте предельно внимательными.
2.11. Перекройте движение сигнальными ориентирами
2.13. Переходите дорогу убедившись, что идущего транспорта нет
3. Во время проведения экскурсий и целевой прогулки:
3.1. При входе в общественное здание не шумите, не разговаривайте
3.2. Колонной пройдите в гардероб раздеться
3.3. Не уходите от сопровождающего
3.4. Во время экскурсии вставайте так, чтобы воспитатель видел всех детей
3.5. Не перебивайте взрослого во время беседы
3.6. Интересующие вопросы задайте после беседы
3.7. При одевании в гардеробе не толкайтесь, соблюдайте очередность
3.8. Постарайтесь колонной по двое, в парах держитесь за руки.
ИНСТРУКЦИЯ №2/1
ТЕМА: Ознакомление с правилами дорожного движения воспитанников младшего
дошкольного возраста
План – конспект.
1. На дороге нельзя играть.
2. Выходить на улицу только со взрослыми.
3. Подходить к дороге опасно.
4. Переходить дорогу только за руку со взрослыми.
ИНСТРУКЦИЯ №2/2
ТЕМА: Ознакомление с правилами дорожного движения воспитанников старшего
дошкольного возраста
План – конспект.
1. При выходе на улицу. Посмотри сначала налево, потом направо, чтобы не помешать
прохожим.
2. Дорогу выбирай самую безопасную, по которой надо реже переходить улицу или
дорогу.
19

3. Когда идешь по улицам города, будь осторожен, не торопись. Иди только по тротуару
или обочине, меньше переходов – меньше опасностей.
4. Иди шагом по правой стороне тротуара.
5. По обочине иди шагом подальше от края дороги.
6. Не выходи на проезжую часть улицы или дороги.
7. На узком тротуаре остановись и пропусти идущего навстречу взрослого.
8. Проходя мимо ворот, будь осторожен, из ворот может выехать автомобиль.
9. Осторожно проходи мимо стоящего автомобиля, пассажиры могут резко открыть
дверь и ударить тебя.
10. Переходи улицу только по пешеходным переходам.
11. Переходы через улицу или дорогу обозначены линиями разметки на проезжей части
и дорожными знаками.
12. Знать знак дорожного перехода.
13. Переход обозначен линиями пешеходного перехода «зебра».
14. Если линии пешеходного перехода есть только на одной стороне перекрестка, то
переходить улицу можно только по указанному пешеходному переходу.
15. На широких дорогах в середине пешеходного перехода устанавливают «островки
безопасности», где пешеход спокойно может переждать поток машин.
16. На перекрестках большое движение, это опасное место.
17. Пешеход здесь должен быть особенно внимательным и осторожным.
18. Пешеходы идут по обочине навстречу транспорту.
19. Они видят машины, которые идут навстречу.
20. Если рядом с дорогой есть пешеходная дорожка, то пешеходы идут только по ней.
21. Прежде чем переходить улицу, посмотри налево. Если проезжая часть свободна –
иди.
22. Дойдя до середины улицы, остановись. Если движение транспорта началось,
подожди на «островке безопасности».
23. Теперь посмотри направо. Если проезжая часть свободна – закончи переход.
24. Улицу, где нет пешеходного перехода, надо переходить от одного угла тротуара к
другому. Так безопаснее.
25. Если на улице большое движение, попроси взрослого помочь ее перейти.
26. Жди транспорт на посадочной площадке или тротуаре у указателя остановки. При
посадке в автобус соблюдай порядок. Не мешай другим пассажирам.
27. В автобус входи через задние двери. Выходи только через передние двери. Заранее
готовься к выходу, пройди вперед.
28. Входя и выходя из транспорта, не спеши, не толкайся.
29. Выйдя из транспорта, дойди до пешеходного перехода и только там переходи улицу.
30. Когда переходишь улицу, следи за сигналом светофора:
- красный цвет – стоп, не двигайся вперед;
- желтый цвет – внимание, жди следующего сигнала;
- зеленый цвет – теперь можно переходить улицу.
31. Регулировщики заботятся о том, чтобы все водители и пешеходы строго выполняли
правила дорожного движения. Регулировщики помогают водителям и пешеходам.
32. Знать основные дорожные знаки.
20

33. Во многих местах дороги пересекают железнодорожные пути – это
железнодорожные переезды. Есть переезды, охраняемые и неохраняемые.
34. Охраняемые ж/д переезды можно переходить только тогда, когда поднят, открыт
шлагбаум и нет красного сигнала светофора.
35. При переезде неохраняемого ж/д переезда, сначала убедитесь, что ни с правой, ни с
левой стороны нет приближающегося поезда. Только тогда можно переходить переезд.
36. Кататься на коньках, санках и лыжах около дорог и на самих дорогах нельзя.
37. Кататься на велосипедах, самокатах можно только в отведенных для этого местах:
дворах, парках и на площадках. Выезд на самокатах на улицу или дорогу запрещен.
38. Играть надо только на спортивных площадках и стадионах.
39. Не мешайте пешеходам и движению транспорта. Водителю трудно остановить
машину. Игры на мостовой опасны.
ИНСТРУКЦИЯ № 3
ТЕМА: Правила поведения при проведении игр-экспериментов с зеркалами,
увеличительными стеклами
План – конспект
Хранить зеркала, увеличительные стекла в коробке с закрывающейся крышкой. Знать их
количество, написать его на коробке. Во избежание порезов, следить, чтобы все зеркала и
увеличительные стекла были целыми, с обработанными краями. Во время пускания
солнечных зайчиков напоминать детям о правилах пользования зеркалами:
1. Не стучать по зеркалу, увеличительному стеклу.
2. Не бросать на пол, на стол, в товарища.
3. Не брать в рот.
4. Не направлять луч света в глаз товарищу, взрослому.
5. Пользоваться только по назначению.
6. Во время игр с увеличительными стеклами во избежание возгорания не ловить прямые
солнечные лучи.
7. После игры убрать все на место.
8. В случае незначительного ранения обратиться к воспитателю.
ИНСТРУКЦИЯ № 4
ТЕМА: Правила поведения при проведении игр-экспериментов с мыльными
пузырями
План – конспект.
1. Разводить мыльную воду в определенной посуде под руководством воспитателя.
2. Для надувания мыльных пузырей использовать только пластмассовые соломинки.
3. Следить за тем, чтобы мыльная вода не попала в рот, глаза.
4. Мыльный раствор и соломинки использовать по назначению.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
 пить мыльную воду
 тыкать соломинкой в товарища
 пускать мыльные пузыри в лицо другим детям
5. После игры вымыть руки и убрать все на место, протереть очки (для тех, кто их носит).
21

6. В случае попадания мыльного раствора в рот, глаза немедленно обратиться к
воспитателю.
ИНСТРУКЦИЯ №5
ТЕМА: Правила поведения при проведении игр-экспериментов с резинкой
План – конспект
1. Не стягивай и не отпускай резинку резко в сторону товарища, особенно в сторону лица.
2. Во избежание удушья и омертвения у себя или другого ребенка частей тела, нельзя
накручивать резинку вокруг шеи, рук, ног, пальцев.
3. Во время игр соблюдать дистанцию между друг другом во избежание травмы.
4. После игры резинки убрать на место.
5. Хранить игры на резинке в специально отведенном для них месте.
6. В случае даже незначительной травмы сразу обратиться к воспитателю.
ИНСТРУКЦИЯ № 6
ТЕМА: Правила поведения при проведении игр-экспериментов на улице
План – конспект
1. Для игр брать чистую воду, приготовленную воспитателем.
2. Не брызгать воду в лицо, на одежду товарища. Не брать воду в рот.
3. После игры убрать инвентарь на место, отдельно от других игрушек.
4. В любом случае травматического характера (попадании предмета в глаза, ушиба,
падения) обратиться к воспитателю.
ИНСТРУКЦИЯ №7
ТЕМА: Правила техники безопасности при проведении опытов с песком
План – конспект
1. Перед опытом надень фартук.
2. Приступай к опыту только после объяснения последовательности его проведения и с
разрешения воспитателя.
3. Не кидай песок, не пересыпай его высоко, можешь попасть в глаза себе и товарищам.
4. Не трогай во время опыта руками лицо и глаза.
5. Ничего не бери в рот.
6. Набирай песок мерной ложечкой, перемешивай палочкой.
7. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не
рассыпать, не разбить.
8. Содержи свое рабочее место в чистоте.
9. Если каждый проводит опыт самостоятельно, то располагаться необходимо на
расстоянии друг от друга на 0,5-1 м. Если работаете в парах (подгруппами), то необходимо
заранее договориться о последовательности и распределении действий.
10. Закончив работу, проверь состояние оборудования, инвентаря, очисти его, убери на
место. Приведи рабочее место в порядок.
11. По завершению опытов обязательно вымой руки с мылом, вытри насухо полотенцем.
12. Приведи в порядок свою одежду.
13. В случае даже незначительной травмы, ссадины обязательно обратись к воспитателю.
22

ИНСТРУКЦИЯ № 8
ТЕМА: Правила техники безопасности при проведении опытов с водой
План – конспект
1. Перед опытом надень фартук.
2. Приступай к опыту только после объяснения последовательности его проведения и с
разрешения воспитателя.
3. Не брызгайся водой, она может попасть в глаза и дыхательные пути.
4. Не трогай во время опыта руками лицо и глаза.
5. Ничего не бери в рот.
6. Не пей воду, она не предназначена для питья.
7. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не
рассыпать, не разбить.
8. Содержи свое рабочее место в чистоте.
9. Если каждый проводит опыт самостоятельно, то располагаться необходимо на
расстоянии друг от друга на 0,5-1 м. Если работаете в парах (подгруппами), то необходимо
заранее договориться о последовательности и распределении действий.
10. Закончив работу, проверь состояние оборудования, инвентаря, очисти его, убери на
место. Приведи рабочее место в порядок.
11. По завершению опытов обязательно вымой руки с мылом, вытри насухо полотенцем.
12. Приведи в порядок свою одежду.
13. В случае даже незначительной травмы, ссадины обязательно обратись к воспитателю.
ИНСТРУКЦИЯ № 9
ТЕМА: Правила техники безопасности при проведении опытов с магнитом
План – конспект
1. Перед опытом надень фартук.
2. Приступай к опыту только после объяснения последовательности его проведения и с
разрешения воспитателя.
3. Не перекидывайте магниты друг другу, передавайте спокойно из рук в руки, чтобы не
упали на ноги.
4. Не трогай во время опыта руками лицо и глаза.
5. Ничего не бери в рот.
6. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не
рассыпать, не разбить.
7. Содержи свое рабочее место в чистоте.
8. Если каждый проводит опыт самостоятельно, то располагаться необходимо на
расстоянии друг от друга на 0,5-1 м. Если работаете в парах (подгруппами), то необходимо
заранее договориться о последовательности и распределении действий.
9. Закончив работу, проверь состояние оборудования, инвентаря, очисти его, убери на
место. Приведи рабочее место в порядок.
10. По завершению опытов обязательно вымой руки с мылом, вытри насухо полотенцем.
11. Приведи в порядок свою одежду.
12. В случае даже незначительной травмы, ссадины обязательно обратись к воспитателю.
23

ИНСТРУКЦИЯ №10
ТЕМА: Правила техники безопасности при проведении опытов с почвой, глиной
План – конспект
1. Перед опытом надень фартук.
2. Приступай к опыту только после объяснения последовательности его проведения и с
разрешения воспитателя.
3. Не кидай почву, глину, не пересыпай его высоко, можешь попасть в глаза себе и
товарищам.
4. Не трогай во время опыта руками лицо и глаза.
5. Ничего не бери в рот.
6. Набирай почву, глину мерной ложечкой, перемешивай палочкой.
7. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не
рассыпать, не разбить.
8. Содержи свое рабочее место в чистоте.
9. Если каждый проводит опыт самостоятельно, то располагаться необходимо на
расстоянии друг от друга на 0,5-1 м. Если работаете в парах (подгруппами), то необходимо
заранее договориться о последовательности и распределении действий.
10. Закончив работу, проверь состояние оборудования, инвентаря, очисти его, убери на
место. Приведи рабочее место в порядок.
11. По завершению опытов обязательно вымой руки с мылом, вытри насухо полотенцем.
12. Приведи в порядок свою одежду.
13. В случае даже незначительной травмы, ссадины обязательно обратись к воспитателю.
ИНСТРУКЦИЯ №11
ТЕМА: Правила техники безопасности при проведении опытов на огороде
с семенами, растениями
План – конспект
1. Перед опытом наденьте рабочую одежду, обувь.
2. Располагайтесь на специальных подставках, сидя по-турецки или на стульчиках, так,
чтобы было удобно и не тесно.
3. Переносите заостренные сельскохозяйственные орудия (грабли, лопаты и т. п.) в
вертикальном положении так, чтобы рабочая их часть была направлена вниз: это
предохранит вас от травмы.
4. Вскапывайте почву лопатой попеременно, то с правой, то с левой ноги (по 5 минут).
Это предупредит искривление позвоночника.
5. Соблюдайте нормы по переноске земли.
6. Загружайте равномерно обе руки при переноске тяжестей.
7. Не переутомляйтесь, делайте перерывы.
8. Следите, чтобы, работая лопатой, не поранить себе ногу.
9. Не направляйте рабочую часть граблей к окружающим.
10. Будьте внимательны, не торопитесь.
11. Не трогай во время опыта руками лицо и глаза.
12. Ничего не бери в рот.
24

13. Закончив работу, проверь состояние оборудования, инвентаря, очисти его, убери на
место. Приведи рабочее место в порядок.
14. По завершению опытов обязательно вымой руки с мылом, вытри насухо полотенцем.
15. Приведи в порядок свою одежду.
16. В случае даже незначительной травмы, ссадины обязательно обратись к воспитателю.
ИНСТРУКЦИЯ № 12
ТЕМА: Правила безопасного поведения на воде, у водоема, на льду для детей
План – конспект
В летнее время:
1. Не ныряйте в незнакомом месте.
2. Далеко не заплывайте, не балуйтесь на воде.
3. Не купайтесь сразу после приема пищи и большой физической нагрузки (игра в
футбол, бег и т. д.). Перерыв между приемом пищи и купанием должен быть не менее 45—
50 минут.
4. Входите в воду быстро и во время купания не стойте без движения. Почувствовав
озноб, быстро выходите из воды.
5. Стали тонуть - зови на помощь. Пытайтесь сохранить силы.
6. Выйдя из воды, вытритесь насухо и сразу оденьтесь. В холодную погоду, чтобы
согреться, проделайте несколько легких физических упражнений.
Запрещается:
1. Входить в воду разгоряченным (потным).
2. Заплывать за установленные знаки (ограждения участка, отведенного для купания).
3. Подплывать близко к моторным лодкам, баржам.
4. Купаться при высокой волне.
5. Прыгать с вышки, если вблизи от нее находятся другие пловцы, толкать товарища с
вышки или с берега.
Если не умеешь плавать, и оказался на воде:
1.
Попробуй лечь на воду лицом вниз, широко раскинув руки и дыша как можно
глубже и реже. Так ты меньше затратишь энергии.
2.
Оставаться на поверхности продолжительное время можно и по-другому.
Двигай ногами так, как будто крутишь педали. Не переставая, шлепай руками по воде,
перенося на них часть нагрузки и сохраняя равновесие. Или, оставаясь в вертикальном
положении, сгибай одновременно обе ноги, разводя колени в стороны, а затем резко
распрямляй их.
Безопасность на льду:
1. Лед зеленоватого оттенка, толщиной 7 см — безопасный, он выдерживает одного
человека.
2. Непрочный лед — около стока вод (с фабрик, заводов).
3. Тонкий или рыхлый лед — вблизи камыша, кустов, под сугробами.
4. Площадки под снегом следует обойти.
5. Ненадежный тонкий лед — в местах, где бьют ключи, быстрое течение или там, где
впадают в реку ручьи.
6. Нельзя проверять прочность льда ударом ноги.
25

7. При вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться
проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, надо перед
тем, как спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий
маршрут.
8. При переходе водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга
(5—6 м).
9. Замерзшую реку (озеро) лучше перейти на лыжах, при этом: крепления лыж
расстегните, чтобы при необходимости быстро их сбросить; лыжные палки держите в
руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.
10. Если есть рюкзак, повесьте его на одно плечо.
11. Если вы провалились, необходимо широко раскинуть руки по кромкам льда,
удерживаться от погружения с головой.
12. Не паникуйте, старайтесь без резких движений выбираться на лед, наползая
грудью и поочередно вытаскивая на поверхность ноги.
13. Выбравшись из пролома, нужно откатиться и ползти в сторону, обратную
направлению движения.
14. Добравшись до берега, идите быстро домой, переодевайтесь в сухую одежду,
выпейте горячий чай.

1.
2.
3.


4.




5.
6.

ИНСТРУКЦИЯ №13
ТЕМА: Правила безопасного поведения при трудовой деятельности.
План – конспект.
При трудовой деятельности обязательно надеть спецодежду.
При работе за столами садиться только на свое место.
При проведении трудовой деятельности за столами следует опасаться:
Нарушения осанки, искривления позвоночника,
Травмирования иглой, ножницами (о работе с ними читать беседу № 12).
При проведении трудовой деятельности на улице следует опасаться
Травмирования себя или товарищей при чрезмерном размахивании инвентарем (лопаты,
веники, грабли),
намокания одежды (при поливе),
попадания земли в рот, глаза,
падений и ушибов (беседа № 6).
Перед тем, как приступить к выполнению того или иного задания внимательно выслушать
воспитателя, изучить приемы, которые он показывает.
После окончания работы снять спецодежду и тщательно вымыть руки.
ИНСТРУКЦИЯ №14
ТЕМА: Правила безопасного поведения при играх с мелким конструктором,
мозаикой, материалом для развития мелкой моторики.
План – конспект.
1. При обнаружении ломаной или треснувшей детали, отдать ее воспитателю.

26

2. Ни в коем случае не брать детали или бусины в рот, не засовывать их в нос, ухо. Если
кто-то из детей заметил такое, обязательно сказать воспитателю.
3.
При нанизывании бус и шнуровке не допускать наматывание на палец в
несколько слоев шнура или лески (чтобы не нарушать кровообращение).
4. Не разрешается терять, бросать, брать домой мелкие детали конструкторов, чтобы
сохранить игру в целости.
5. По окончании игр, каждый конструктор собрать в свою коробку, закрыть крышкой и
убрать на место.
ИНСТРУКЦИЯ №15
ТЕМА: Правила безопасного поведения при работе с кисточкой и карандашом.
План – конспект.
1. К работе с кисточкой или карандашом можно приступать только с разрешения
воспитателя группы или преподавателя ИЗО-деятельности.
2. Перед началом работы надеть спецодежду (фартук, нарукавники и т.п.)
3. Внимательно выслушать объяснение воспитателя и проследить за показом приемов,
которые он использует при реализации поставленной задачи.
4. При работе с кисточкой и карандашом строго запрещается:
 Брать их в рот,
 Засовывать в ухо, нос, глаза себе или соседу,
 Размахивать ими,
 Ломать, выщипывать ворсинки из кисточки,
 Класть в непредназначенное для них место,
 Рисовать на теле или одежде как своей, так и соседа,
 Бросаться ими.
5. В случае не исправностей у кисточки или карандаша обратиться за помощью к
воспитателю.
6. Во время работы с кисточкой и карандашом стараться сохранять правильную позу и
осанку.
7. После работы с карандашом, поместить его в предназначенное место заточенной стороной
вверх.
8. После работы с кисточкой, ее вымыть и поставить в предназначенное место ворсинками
вверх.
9. Убрав кисточку и карандаш, снять спецодежду и повесить ее на место.
10. После окончания работы тщательно вымыть руки, вытереть насухо.
ИНСТРУКЦИЯ №16
ТЕМА: Охрана жизни и здоровья при работе с принадлежностями
по изобразительной деятельности.
План – конспект.
1. Работа с кисточкой и карандашом (см. беседу №15)
2. Перед началом работы надеть спецодежду (фартук, нарукавники и т.п.)

27

3. Внимательно выслушать объяснение воспитателя и проследить за показом приемов,
которые он использует при реализации поставленной задачи.
4. К принадлежностям по изобразительной деятельности относятся:: бумага, пластилин,
глина, краски, восковые мелки., пастель, фломастеры, клей.
При работе с БУМАГОЙ следует опасаться:
 Порезов о края бумаги,
 Попадания бумаги в рот.
При работе с ПЛАСТИЛИНОМ и ГЛИНОЙ следует опасаться:
 Попадания его в рот, нос, уши.
 Возможности испачкать кроме рук лица, одежды и т.д..
При работе с ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ и ПАСТЕЛЬЮ запрещается:
 Брать их в рот,
 Засовывать в ухо, нос, глаза себе или соседу,
 Размахивать ими,
 Ломать,
 Класть в непредназначенное для них место,
 Рисовать на теле или одежде как своей, так и соседа,
 Бросаться ими.
При работе с ФЛОМАСТЕРАМИ (см. беседу №15 по обращению с кисточкой и
карандашом).
При работе с КРАСКАМИ и КЛЕЕМ следует опасаться:
 Попадания их в глаза, рот, нос.
 Возможности испачкать лицо, одежду.
5. В случае каких-либо неполадок и трудностей обязательно обратиться за помощью к
воспитателю.
6. По окончании работы убрать принадлежности на место.
7. Вымыть руки.
8. Снять спецодежду и повесить ее на место.

1.
2.

3.
4.

5.

ИНСТРУКЦИЯ №17
ТЕМА: Правила безопасного поведения при работе иглой, ножницами.
План – конспект.
До начала работы подготовить свое рабочее место.
Взяв у воспитателя инструмент для работы (игла, ножницы, спицы и пр.), необходимо
помнить о правилах работы с ними. Внимательно слушать, строго соблюдать указания
воспитателя.
Запрещается брать инструмент в рот, вкалывать иглу в одежду, ходить с инструментом по
группе, оставлять инструмент без присмотра, размахивать руками, если его держишь.
По окончании определенной операции или окончании работ, иглу нужно вкалывать в
специальную игольницу, а ножницы с сомкнутыми лезвиями, положить в специальную
подставку.
При необходимости передать: ножницы - необходимо сомкнуть лезвиями и передать
кольцами вперед, иглу - вколоть в подушечку и передать вместе с ней.
28

6. При работе сидеть друг от друга на расстоянии не менее
1 метра.
7. Об окончании работы - сообщить об этом воспитателю, сдать инструмент.
8. В случае даже незначительного ранения немедленно обратиться к воспитателю.
ИНСТРУКЦИЯ №18
ТЕМА: Правила безопасного поведения при просмотре видеофильмов.
План – конспект.
1.Проходить в помещение для просмотра спокойным шагом, не толкая товарищей.
2. Сначала рассаживаются в первые ряды дети невысокого роста. Самые высокие дети
садятся последними. При выходе из помещения для просмотра – наоборот.
3. Садиться следует только на то место, которое указал воспитатель.
4. Перед началом просмотра не повышать голос.
5. Во время сеанса следует находиться только на своем месте.
6. В случае возникновения каких-либо проблем обратиться к воспитателю.
7. Во время сеанса громко не разговаривать, не толкать соседей, не махать руками и т.п.
8. По окончании сеанса выходить из помещения только после разрешения воспитателя.
ИНСТРУКЦИЯ №19
ТЕМА: Правила безопасного поведения в кабинете учителя-логопеда,
педагога-психолога
План – конспект.
1. Перед занятием в кабинете учителя-логопеда (педагога-психолога) помыть руки и
прополоскать рот.
2. Входить и выходить из кабинета спокойно, не толкаясь, вместе с педагогом.
3. Дверь открывает или закрывает педагог.
4. Не приносить в кабинет мелкие предметы и игрушки.
5. Работать перед зеркалом можно только под наблюдением педагога .
6. Учитель-логопед выдает чистые инструменты. Если инструмент упал на пол,
пользоваться им нельзя.
7. Во время работы перед зеркалом нельзя двигать стулья и качаться на них.
8. Без разрешения педагога нельзя открывать шкафы и ящики стола.
9. Нельзя брать со стола карандаши, ручки и др. предметы. Все нужное даст педагог.
ИНСТРУКЦИЯ №20
ТЕМА: Правила безопасного поведения в медицинском кабинете.
План – конспект.
1. Перед посещением медицинского кабинета сходить в туалет и вымыть руки.
2. Ребенок в кабинет и из кабинета следует идти в сопровождении воспитателя группы
или медсестры.
3. Внимательно объяснение взрослого или медсестры о цели посещения медицинского
кабинета.
4. Строго выполнять все требования медсестры, помня, что врачи заботятся только о
нашем здоровье.
29

5. В кабинете ничего руками не трогать и не класть в рот без назначения врача.
6. Во время обследований, прививок и т.п. не следует кричать и хватать за руки взрослых.
Следует помнить, что все это делается для укрепления здоровья, а крики могут напугать
других детей.
7. После окончания медицинского мероприятия рассказать медсестре о своих ощущениях
и самочувствии.

1.

2.
3.








4.
5.






ИНСТРУКЦИЯ №21
ТЕМА: Правила безопасного поведения в культурно-массовых местах.
План – конспект.
Если, находясь в культурно-массовом месте, группа движется, то обязательно построиться
в колонну по двое; если стоит - можно встать полукругом вокруг руководителя или
экскурсовода.
в руках не должно быть никаких предметов или игрушек (все необходимое находится у
взрослого)
В культурно-массовых местах не разрешается:
громко разговаривать,
бегать по помещению,
отдаляться от группы,
уходить с посторонними людьми,
трогать руками витрины, экспонаты и т.п.,
сорить,
мешать другим людям,
принимать подарки от посторонних.
При возникновении каких-либо трудностей обязательно обратиться к воспитателю.
Соблюдать правила дорожного движения, правила этикета и правила личной гигиены.
ИНСТРУКЦИЯ №22
ТЕМА: Правила личной гигиены в общественных местах.
План – конспект.
1. В общественных местах строго запрещается:
Брать в рот грязные руки.
Лизать витрины, прилавки, стекла в транспорте;
Засовывать в рот билеты.
Обниматься, целоваться с посторонними людьми
2. При посещениях туалета стараться как можно меньше прикасаться к окружающим
стенам и т.п. После посещения старательно вымыть руки.
3. Ни в коем случае не брать еду из рук посторонних людей.
4. После нахождения в общественном месте старательно вымыть и вытереть руки.

30

V. ПОВТОРНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
5.1.Проведение повторного инструктажа проводится по
инструктажа один раз в шесть месяцев (см. инструкции выше).

программе

первичного

VI. ВНЕПЛАНОВЫЙ ИНСТРУКТАЖ
6.1. Внеплановый инструктаж проводится:
- при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по
технике безопасности, а так же изменений к ним;
- при нарушении воспитанниками ДОУ требований безопасности, которые могут
привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;
- по требованию надзорных органов.
2. Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой воспитанников по
одному вопросу.
3. Объём и содержание инструктажа определяются в каждом конкретном случае в
зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
4. Внеплановый инструктаж регистрируется в журнале инструктажа с указанием
причины проведения внепланового инструктажа.
VII. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
7.1. Обучение воспитанников в виде инструктажей проводится перед началом всех видов
деятельности:
-непосредственно образовательная деятельность;
-прогулка;
-выход за территорию детского сада;
-трудовые поручения;
-образовательная деятельность в режимных моментах;
-спортивные мероприятия и др.

31

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».