Положение о логопедической помощи

1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Городищенский детский сад «Радуга»

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ ГДС «Радуга»
________________ М.В. Печенкина
приказ № 108 от 01.09.2020 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
Об оказании логопедической помощи в МБДОУ ГДС «Радуга»
1. Общие положения
1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом

“Об
образовании в Российской Федерации” № 273-ФЗ
от 29.12.2012 г.,
Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации № Р-75 от
06.08.2020 «Об утверждении примерного Положения об оказании
логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность», Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН
2.4.2.3286-l5 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»; Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об
утверждении СанПиН 2.4.l.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций», Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об
утверждении СанПиН 24.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22
декабря 2014 г, N2 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов
педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

2

и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников,
оговариваемой в трудовом договоре», Уставом ДОУ.
1.1. Настоящее положение об оказании логопедической помощи (далее Положение) регламентирует деятельность МБДОУ ГДС «Радуга» (далее ДОУ), в
части оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения
устной и (или) письменной речи (далее — обучающиеся) и трудности в освоении
ими основных образовательных программ (в том числе адаптированных).
1.2. Задачами ДОУ по оказанию логопедической помощи являются:
организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного
выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся;
организация проведения логопедических занятий с обучающимися с
выявленными
нарушениями
речи;
организация
пропедевтической
логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения
возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных
рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям),
педагогическим работникам; консультирование участников образовательных
отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с
обучающимися.
2. Порядок оказания логопедической помощи в ДОУ
2.1. Логопедическая помощь оказывается на базе логопедического пункта и
может быть прекращена путем его ликвидации по решению Учредителя или
заведующего ДОУ.
2.2. При оказании логопедической помощи Организацией ведется документация
согласно приложению I к Положению. Срок хранения документов
логопедического пункта составляет не менее трех лет с момента завершения
оказания логопедической помощи.
2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным
нормативным актом ДОУ, регулирующим вопросы оказания логопедической
помощи, исходя из:
1)
количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медикопедагогической комиссии (далее — ПМПК) с рекомендациями об обучении по
адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) из рекомендуемого
расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 5 (6)-12
указанных
обучающихся;
2)
количества обучающихся, имеющих заключение психологопедагогического консилиума (далее — ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об

3

оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и
социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем
логопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на
25 таких обучающихся;
3)
количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения
нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики,
проведенной учителем-логопедом Организации, из рекомендуемого расчета 1
штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления
родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся (приложения № 2 и № 3 к
Положению).
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год,
включая
входное
и
контрольное
диагностические
мероприятия,
продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают
проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование
обучающихся
по
запросу
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, углубленное
обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или) письменной
речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения
плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики,
уточняющие речевой статус обучающегося.
По запросу педагогических работников возможна организация
внеплановых
диагностических
мер
в
отношении
обучающихся,
демонстрирующих признаки нарушения устной и (или) письменной речи. В
случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим
работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика
(приложение № 4 к Положению) обучающегося, демонстрирующего признаки
нарушения устной и (или) письменной речи, и оформлено обращение к учителюлогопеду. После получения обращения учитель-логопед (учителя-логопеды)
проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 2.5 Положения.
2.6. Списочный
состав
обучающихся,
нуждающихся
в
получении
логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической
диагностики с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося,
рекомендаций ПМПК.

4

Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться
в течение всего учебного года.
Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по
мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей
конкретного ребенка.
Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в
получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на
основании распорядительного акта руководителя ДОУ.
2.7 Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и
(или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность
групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем
логопедом (учителями-логопедами) с учетом выраженности речевого нарушения
обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.8 Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима
работы ДОУ.
2.9. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется
учителем-логопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций
ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики.
2.10. Логопедические
занятия
должны
проводиться
в помещениях,
оборудованных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и
состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям,
предъявляемым к данным помещениям (приложение № 5 к Положению).
2.11. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно
педагогическая работа с обучающими из расчета 20 часов в неделю за ставку
заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная
трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом,
методическая, подготовительная, организационная и иная.
2.12. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов)
заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления
речевых особенностей обучающихся при совместной работе всех участников
образовательного процесса (административных и педагогических работников
ДОУ,
родителей
(законных
представителей),
которая
предполагает
информирование
о
задачах,
специфике,
особенностях
организации
коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
постоянно
действующей
консультативной
службы
для
родителей;
индивидуального и группового консультирования родителей (законных

5

представителей),
педагогических
информационных стендов.

и

руководящих

работников

ДОУ;

З. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ
дошкольного образования
Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей логопедов)
по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении
образовательных программ дошкольного образования определяются с учетом
локальных нормативных актов ДОУ.
3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой
направленности, разновозрастных групп, дети, не посещающие дошкольную
образовательную организацию, и дети, осваивающие образовательные
программы дошкольного образования (в том числе адаптированные) и
нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по
состоянию здоровья не могут посещать детский сад, получающие образование на
дому, в медицинских организациях или в форме семейного образования,
имеющие нарушения в развитии устной речи.
3.1.

3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.5
Положения.
Для детей, получающих образование вне ДОУ (в форме семейного образования),
а также для детей, не посещающих детский сад, также необходимо
предоставление медицинской справки по форме 026/у-2000 «Медицинская карта
ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений
начального и среднего профессионального образования, детских домов и школинтернатов».
3.4.Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией
об обучении по адаптированной основной образовательной программе
дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения, и
требованиями адаптированной основной образовательной программы и
составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме
групповых/ подгрупповых и индивидуальных занятий);
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с
рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся,
испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных
программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных
занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого

6

нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в
форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий);
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения
нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики,
определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в
соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения,
разработанной и утвержденной ДОУ.
При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего
возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей
(законных представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка,
создания предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации
развития.
3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
• для детей от 1,5 до 3 лет — не более 10 мин;
• для детей от 3 до 4-х лет — не более 15 мин;
• для детей от 4-х до 5-ти лет — не более 20 мин;
• для детей от 5 до 6-ти лет — не более 25 мин;
• для детей от 6-ти до 7-ми лет — не более 30 мин.
3.6 Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
1)
для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с
рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной
программе дошкольного образования — не более 12 человек;
2)
для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК( с
рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся,
испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных
программ, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных
занятий с учителем-логопедом), не более 12 человек;
3)
для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения
нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики,
предельная наполняемость группы определяется в соответствии с программой
психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной ДОУ.

7

Приложение №1
к Положению об оказании логопедической
помощи в МБДОУ ГДС «Радуга»

Документация логопедического пункта МБДОУ ГДС «Радуга»
при оказании логопедической помощи

1.

Программы и планы логопедической работы.

2.

Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).

3.

Расписание занятий учителей-логопедов.

4.

Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих

логопедическую помощь.

5.

Журнал учета посещаемости логопедических занятий.

6.

Отчетная документация по результатам логопедической работы.

8

Приложение №2

к Положению об оказании логопедической
помощи в МБДОУ ГДС «Радуга»
Руководителю МБДОУ ГДС «Радуга»
_________________ М.В. Печенкиной

Согласие родителя (законного
представителя) обучающегося на
проведение логопедической диагностики
обучающегося

я,
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

являясь родителем (законным представителем)
(нужное подчеркнуть)

(ФИО, /группа,

которую посещает обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)

выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.

20_г. ______________________/ ________________________
(подпись)

(расшифровка подписи)

9

Приложение №3

к Положению об оказании логопедической
помощи в МБДОУ ГДС «Радуга»
Руководителю МБДОУ ГДС «Радуга»
______________ М.В. Печенкиной
от ________________________________
ФИО родителя (законного представителя)

Заявление

я,
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

являясь родителем (законным представителем)
(нужное подчеркнуть)

(ФИО, группа, которую посещает обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)

прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с
рекомендациями
психолого-медико-педагогической
комиссии/
психологопедагогического консилиума/ учителя-логопеда (нужное подчеркнуть).

20_г. ___________________/ _________________________
(подпись)

(расшифровка подписи)

Приложение №4

к Положению об оказании логопедической
помощи в МБДОУ ГДС «Радуга»

Педагогическая характеристика на обучающегося
(ФИО, дата рождения, группа)
Общие сведения:
- дата поступления в МБДОУ ГДС «Радуга»;
- образовательная программа (полное наименование);
- особенности организации образования:
в группе / в логопункте;

•
• группа: комбинированной направленности, общеразвивающая, лекотека и др.);
• с применением дистанционных технологий.
- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной
организации):
переход из одной образовательной организации в другую образовательную
организацию (причины), перевод в состав другой группы, смена воспитателей
(однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт
семьи с ДОУ, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков и др.;
состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок — родственные отношения
и количество детей/взрослых);
трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в ДОУ:
1.
Динамика освоения программного материала:
- учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или
название);
достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения):
(фактически отсутствует, крайне незначительные, невысокая, неравномерная).
2.
Особенности, влияющие на результативность обучения:
мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная),
сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику
обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность,
фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается,
остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при
необходимости публичного ответа, и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не
выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и
пр., умеренная, незначительная) и др.

Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности
к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся
оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями (законными
представителями) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом,
психологом, репетиторство).
4.
Получаемая
коррекционно-развивающая,
психолого-педагогическая
помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом —
указать длительность, т.е. когда начались (закончились занятия).

3.

Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи,
являющихся причиной обращения к специалистам логопедической службы.
20_г. _____________________ / ________________________
Учитель-логопед, принявший обращение:
(указать ФИО)

Результат обращения:

12

Приложение № 5
к Положению об оказании логопедической
помощи в МБДОУ ГДС «Радуга»

Рекомендации по оснащению помещений для логопедических занятий
При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми,
испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного
образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда,
зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для
ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала
и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей;
рабочую зону учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом,
канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать
приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими
играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного
пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых
потребностей детей.
При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать
полифункциональное,
многопрофильное
модульное
оборудование,
направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и
творческих возможностей детей.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».